В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошколятами и младшими школьниками.
Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Графические прописи применяют логопеды в работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно в домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития.
Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но это требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого.
Специалисты советуют действовать так:
1. Рассмотрите узор с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
2. Проследите узор пальчиком на листе бумаги.
3. А теперь повторите его в воздухе.
4. Приступайте к упражнению.
Если нет возможности распечатать готовые прописи для графомоторики, на помощь всегда может прийти ваша фантазия и самый обычный листок бумаги. Предлагаем несколько идей, которые можно воплотить в жизнь без принтера:
Нарисуйте на листе бумаги от руки любые дорожки желтым, салатовым или розовым выделителем текста. Предложите ребенку повторить путь вашей линии, только уже тонкой ручкой или карандашом.
Наклейте геометрические фигуры из цветной бумаги на белый лист и предложите ребенку обвести их.
Разделите лист на сегменты, каждый сегмент предложите ребенку закрасить узором из каких-то определенных элементов.
Наклейте круглые или любые другие наклейки на лист бумаги и предложите ребенку соединить их спиральными линиями.
Нарисуйте любые фигуры по центру листочка и предложите ребенку обвести их по контуру много раз, каждый раз на небольшом удалении.