Трудно поверить, но дети в садиках сегодня почти не задают вопросов познавательного характера: «Почему трава зеленая?», «Где спят воробьи?» или «Куда прячется солнце?» Почему так происходит и какие последствия будет иметь в будущем?
Как ни печально, но интерес к познанию мира заглушаем у детей мы, взрослые. Одна из причин происходящего – в том, что книга уходит из жизни маленького человека. А вместе с ней уходит возможность переживать должным образом познавательные и эмоциональные моменты.
БЛАГОДАРЯ чтению у ребенка должны развиваться речь, воображение и тяга к познанию. Ведь это же еще представить нужно: что такое «диво-дивное»? Какая она, «жар-птица»? А не воображай человек в детстве, не развивай фантазию, откуда потом изобретателям, первооткрывателям взяться?
Однако, считают специалисты, чтение чтению – рознь. Педагоги и психологи давно определили основные каноны знакомства ребенка с книгой и произведением.
ВОТ РЕКОМЕНДАЦИИ от Людмилы Ивановны ЛЕЛЬКИНОЙ, преподавателя частных методик дошкольного образования в Донском педагогическом колледже ДПК:
– Читать нужно, даже еще когда малыш в утробе матери. Он слышит и воспринимает звуки. У младших школьников – наглядно-образное и конкретно-действенное мышление, поэтому, конечно, они должны видеть и щупать, книжки им нужны с картинками. В садиках больше читают старшим дошкольникам. Они, в отличие от малышей, способны дольше слушать, у них более развито логическое мышление, есть знания и опыт. Детям этого возраста лучше сначала услышать произведения.
Педагоги рекомендуют: детям постарше сначала читайте сказки (рассказы или стихи ), а уж потом демонстрируйте иллюстрации – пусть развивается воображение. Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте, почему тот или иной герой поступил подобным образом. Поинтересуйтесь: а сделал ли бы так ребенок? Благодаря ответам у дошколят развиваются речь и логическое мышление.
ОДНАКО последовательность при работе с произведением – это еще не все. Большую роль играет обстановка, в которой происходит знакомство с книгой. Вот что по этому поводу думает Надежда Валентиновна БЕРЕСТОВАЯ, преподаватель русского языка и литературы ДПК:
– Сегодня есть и телевидение, и Интернет, и мультфильмы, но книгу нельзя заменить ничем. Это – запах бумаги, ощущения от перелистывания страниц. Это – представления, размышления, фантазии.
Надо, чтобы маленький человек пропустил через себя увиденное и услышанное и дал этому свою оценку. Вот тогда это останется с ним. Превратится в опыт. Поэтому важно, чтобы чтение, беседа проходили в соответствующей обстановке, были выразительными. Дети прекрасно впитывают лирику. Например, «Зимний вечер» Пушкина можно прочесть вечером, когда часть детей из группы уже забрали. С оставшимися малышами сесть на диванчике, укрыться теплой шалью, смотреть в окно и читать «Буря мглою...» Так можно делать и дома. Может, дети и не запомнят стихотворение, но ощущения с ними останутся. Глубоко врежутся в память.
Представьте: ощущения могут влиять и на то, как будет читать сам ребенок, насколько он пристрастится к этому занятию. Сегодня у детей все меньше возможностей пережить эмоциональные и познавательные моменты должным образом. Условия жизни такие: если нужно куда-то добраться – едем, а не идем, спокойно рассматривая все вокруг; находимся дома – мелькают изображения в телевизорах, планшетах, телефонах, игрушках. Мозг ребенка не в состоянии все это проанализировать. В результате дети привыкают, что называется, хватать по верхам. У них не вырабатывается привычка глубоко вникать в увиденное, услышанное. Это заметно при чтении книг.
РАССКАЗЫВАЕТ Татьяна Ивановна МАЛЬЦЕВА, преподаватель дошкольной педагогики ДПК:
– Бывая в садиках, наблюдаем: например, читают детям сказку «Снегурушка и лиса». Сколько там эпитетов, описаний! Воспитатель спрашивает: «Какими словами называли в сказке девушек-красавиц?» Но дети молчат, не помнят, хотя могут сказать, что это сказка про снежную девочку, которая потерялась в лесу. А вот глубины восприятия, познания нет! Может быть, поэтому сегодня не так часто у детей формируется привычка читать. Ведь чтение – это труд, а посмотреть телевизор, мультики, заглянуть в телефон никакого труда не составляет. Хотя, конечно, к книге привязываются, когда она захватывает, увлекает, а это во многом зависит от того человека, который будет знакомить ребенка с нею. И здесь повезет тем мальчикам и девочкам, которым достанутся хорошие воспитатели и учителя.
Но и нельзя, конечно, умалять роль семьи, считают педагоги. Ведь то, каким вырастет ребенок и какими привычками будет обладать, отчасти закладывается еще до его рождения.
Фото предоставлено Донским педагогическим колледжем