Мини-робот в ростовском детском саду № 70 учит детей программировать и развивает внимание

Как это интересно – усесться на пол вместе с друзьями и воспитателями и играть! Но, в принципе, с пчелками можно играть и за столом.

Мини-робот Bee-Bot – пчелка. В садике она оказалась благодаря Натэле Борисовне Веригиной. Воспитатель давно думала, как добиться того, чтобы, идя в школу, первоклассники лучше ориентировались в пространстве, а значит, были более собранными, последовательными, внимательными и могли планировать свои действия. 

Говоря по правде, выработке таких качеств много чего способствует: планирование дня, составление алгоритмов, написание графических диктантов (это когда дети слушают, куда им по клеточкам дальше линию вести – вправо или влево). Но давайте скажем честно: большинство детей ко всем подобным заданиям, а уж тем более к их комплексу, относятся с прохладцей. Дети любят играть.

И когда однажды Натэла Борисовна увидела игрушечную пчелку-робота, воспитательница поняла: вот то, что надо. У пчелки на спине есть кнопочки движения направо, налево, вперед, назад, сброс задания и др. Движется пчелка по клеточкам поля. Одно двигательное действие – одна клеточка. Причем чтобы задать новое действие, нужно отменить предыдущее. Детям задается путь движения пчелки, и они должны по нему пройти. 

Вы, конечно, скажете, что это просто, да и вообще галиматья какая-то: фактически нажимать кнопочки, только и всего. Ан нет. Год занятий по такой системе, и вот результат: идеальное (или заметно лучшее) написание графического диктанта дошколенком. А что касается простоты управления пчелкой, я попробовала – у меня поначалу дело шло туго. 

Натэла Борисовна ВЕРИГИНА (на фото справа) с пчелками на конкурсе «Учитель года Дона – 2018». Задать правильную программу мини-роботам удалось с ходу не всем воспитателям.– Открою вам нашу маленькую тайну, – говорит Натэла Борисовна, – когда пчелка попала в садик, коллектив сам сначала с ней долго играл, а точнее, учился ею управлять. И не у всех сразу получалось. Что же касается детей, то они с пчелкой сначала начали просто играться.

А вот когда ребятня наигралась, наслушалась жужжания, воспитатель рассказала сказку про пчелку, про ее устройство и лишь потом предложила прогуляться с пчелкой по полю. Сначала дети учились правильно переходить с клеточки на клеточку, потом двигались по заданному пути, потом сами с помощью знаков составляли алгоритм движения и проверяли, насколько правильно все сделали. 

Благодаря таким занятиям ребенок начинает лучше ориентироваться в направлениях относительно себя (право-лево, вверху-внизу, впереди-сзади) и относительно другого человека. Так дошколята знакомятся и с навыками программирования. В общем, интересно, полезно и современно. Но, в принципе, можно для таких игр и планшет использовать. Спрашиваю об этом у Натэлы Борисовны. 

– Нет. Мы играем вместе. Пчелок у нас много, поле большое. Дети учатся строить пути, чтобы не мешать друг другу. Если же столкновения не избежать, они договариваются. Это очень важно: дети сегодня мало общаются друг с другом, как раз из-за того, что сидят с планшетами. К тому же ребенок обязательно рассказывает, как будет двигаться пчелка, или на словах описывает схему движения. И вот комплекс таких действий, занятий и развивает у ребенка зрительно-пространственное восприятие. А без него никуда. Оно влияет на умение прогнозировать, анализировать, логически мыслить, фантазировать и представлять.

Играть с пчелкой можно начать с трех-четырех лет (например, чтобы ребенок лучше запомнил, где право, а где лево). А дальше – больше. Кстати, на квадратиках поля, по которому путешествует пчелка, могут быть совершенно разные изображения: от различных цветов, до, например, изображений памятников архитектуры или растений, географических объектов. И вот здесь игры, истории, программы могут иметь совершенно неожиданное развитие. Но это у Натэлы Борисовны пока в отдаленных планах. Сейчас у нее старшая группа, где дети только научились управлять пчелкой...