Гиперактивность встречается у детей все чаще. Как быть? В помощь родителям – советы психологов и логопеда.




Любая игра с песком идет детям на пользу. Хотя в случае с гиперактивными детьми одним песком не обойтись, здесь нужны комплексные меры.

Свои комментарии нам дали специалисты ростовского детского сада № 117. Они отметили: сегодня почти во всех группах присутствуют гиперактивные дети.

Признаки гиперактивности
у детей:

  • Постоянно находятся в движении. Такие дети бегают и прыгают без остановки и даже на стуле или кровати щелкают пальцами или теребят одежду.

  • Не могут концентрироваться (даже фиксировать взгляд).

  • Бывают агрессивными по отношению к сверстникам или к старшим.

  • Плохо приучаются к порядку.

  • Нередко имеют проблемы со сном и (или) аппетитом.

  • Стремятся быть в центре внимания.

  • Несколько успокаиваются после объятий и поглаживания (тактильных контактов).

  • Часто не слышат, что им говорят.

  • На интеллектуальных способностях гиперактивность не сказывается, например, такие дети могут раньше других научиться писать и считать.

  • Ну и что, скажете вы, такие признаки характерны для многих детей. И это так. Поэтому знайте: пара-тройка признаков не говорит о гиперактивности. Диагноз ставится врачом при совокупности признаков после проведении спецобследования не раньше 6–7 лет. До этого возраста детям и так свойственна невнимательность, они нуждаются в объятиях и любят быть в центре внимания.

  • Понять сразу, что у ребенка гиперактивность, трудно. И, случается, за непоседливость и невнимательность малыша начинают ругать в садике, школе, дома. Между тем правильнее всего – создать соответствующие условия для такого ребенка.

 

Чем помогут специалисты

Воспитатели, учителя и логопеды могут заметить особенности в развитии ребенка и рассказать об этом родителям, помочь скорректировать им поведение чада, посоветовать показать ребенка врачам (психиатру, неврологу), однако окончательное решение остается за мамами и папами.

Анна МАЛЕНЬКАЯ, психолог:

– Среди причин появления гиперактивности у детей есть в том числе и наследственный фактор. Однако чаще гиперактивные дети появляются у родителей со вредными привычками. Иногда гиперактивность является следствием родовых травм.

Елена ГУСАКОВА, логопед:

– Гиперактивные дети редко растут в семьях, где родители ответственно относятся к воспитанию. Такие мамы и папы, как правило, и массажи вовремя делают, и сами с ребенком позанимаются, и к специалистам, если понадобится, отведут, но, прежде всего, следят, чтобы ребенка окружали доброжелательная атмосфера и любящие люди. В этом случае многие особенности развития компенсируются и гиперактивность не развивается.

Мария ГОРЕЛОВА, психолог:

– Не так много родителей готовы прислушаться к словам специалистов и уж тем более им следовать. Мамы с папами часто хотят получить готовый совет, а не рекомендации. Между тем конечное решение остается все равно за ними: водить или не водить ребенка в бассейн, поиграть с ним в какую-то игру или дать планшет, стараться договариваться или действовать в приказном порядке. Я, например, считаю, что не надо давать гиперактивным детям никаких таблеток. Это сделает их заторможенными. На деле же все физиологические проявления гиперактивности при создании благоприятных условий компенсируются, как и поведенческие моменты, такие дети вырастают нормальными, толковыми, контактными людьми, но, конечно, от родителей это требует колоссальных усилий.

 Специалисты детского сада № 117 уверяют, что гиперактивные дети могутбыть успешными, стоит только найти правильный к ним подход. На снимке –Елена ГУСАКОВА, Анна МАЛЕНЬКАЯ, Мария ГОРЕЛОВА.

Правила поведения с такими детьми

Они такие же, как и с обычными. Но если у детей без гиперактивности какие-то недочеты в воспитании могут не иметь тяжелых последствий, то родителям малышей-вертунчиков нельзя позволять себе ничего излишнего, по большому счету у них нет другого выбора, кроме как быть идеальными родителями.

Самое важное – быть в контакте с ребенком. Понимать, что он чувствует, чего хочет. Так легче и уследить за ним, за тем, чтобы он не навредил себе и окружающим. В садике таких детей стараются держать ближе к воспитателю, но родители – дело другое, они, в идеале, чувствуют своего малыша, а значит, понимают, на что он может быть способен.

Давайте ребенку мелкие поручения. Например, в садике гиперактивные дети любят дежурить (разносить стаканчики, раскладывать карандаши). Так они получают удовольствие и погашают свою двигательную активность.

Дети не должны долго сидеть, а вот двигаться им нужно много (но не переутомляться). Подойдут подвижные игры, занятия спортом, особенно плавание (ребенок избавляется от лишней энергии и расслабляется).

Обнимайте, целуйте, гладьте своего малыша, делайте ему массаж. Любые тактильные ощущения пойдут ему на пользу. Кстати, ребенок гораздо лучше слышит, если во время разговора прикоснуться к нему, например взять за плечо.

Никаких телевизора и компьютера (для детей с гиперактивностью они почти полностью противопоказаны).

Установки должны быть четкими – в одно действие. Не нужно говорить: сложи кубики, а потом мой руки и приходи кушать. Дайте три указания, но только каждое последующее произносите, когда ребенок доделал предыдущее поручение.

Контроль. Такие дети с легкостью могут переключаться на другое дело, не доведя до конца первое.

Развивайте мелкую моторику. Пусть ребенок играет в песок.

Читайте ребенку книжки и обсуждайте прочитанное. Вообще, разговаривайте с ребенком.

Соблюдайте режим изо дня в день.

В семье должна быть доброжелательная обстановка, где никто не повышает голос.

Методы эти должны применяться в совокупности. В противном случае эффекта не достигнуть.

 

Продолжение следует.