В ростовском детском саду № 118 создали систему помощи детям с особенностями развития
Это обычный садик, который (не удивляйтесь!) сама жизнь сделала немного особенным (хотя в идеале, может, и все садики должны быть такими?). Пять лет назад его заведующая Галина Кравченко рискнула взять в группу особенного ребеночка. Родители чуть ли не на коленях умоляли позволить их сыну бывать среди сверстников, чтобы ребенок знал, как играют дети, как ведут себя друг с другом. Тогда же в садик пришла Оксана Исаева, старший воспитатель (она уже работала с детьми с ограниченными возможностями). А тут еще новый закон об образовании обязывал растить и обучать всех вместе. В общем, все складывалось как-то само собой.
А потом в садик пришли еще одни родители, которые просили дать шанс их ребенку расти рядом с обычными детьми – тянуться за сверстниками. А потом еще и еще....
– В какой-то момент у меня произошла переоценка ценностей, – рассказывает заведующая Галина Николаевна. – Теперь я постоянно видела родителей, которые каждый день жили со страхом того, что совершенно не знают, что будет с их ребенком завтра, через месяц. Победой для них являлось уже то, что сын или дочь подняли голову, разжали кулачок. Этого не пожелаешь никому, поэтому мы постарались создать максимум условий, чтобы эти детки развивались, чтобы их родителям жилось спокойней.
Садик заключил договор с медуниверситетом, активно привлекает психологов, логопедов. Постоянно проходят курсы повышения квалификации по соответствующему профилю воспитатели. Каждые полгода коллегия специалистов определяет программу развития для каждого особенного ребенка.
– Они начинают посещать садик в группе неполного дня, потому что боятся резких движений, звуков, боятся поднять голову, боятся коллектива, – рассказала Оксана Исаева, – они очень сильно устают поначалу, но постепенно происходят адаптация, социализация – они привыкают.
Например, в садике был случай, когда привели мальчика-аутиста, зажатого и пугливого, как зверек, загнанный в угол. А на Новый год он уже танцевал. Мама мальчика плакала от радости, плакали воспитатели…
В группе особенных деток бывает немного: 1–2 человека. Некоторые из них, с тяжелыми расстройствами, могут посещать садик только с тьютером (это всегда представитель ребенка, в садике нет возможности выделить такую ставку). В октябре здесь открыли группу для колясочников (они также воспитываются с обычными детьми).
– А как родители обычных детей относятся к тому, что в группах есть и малыши с особенностями? – спрашиваю заведующую.
– Хорошо. Ребенок с детства видит, что есть ребята, которым просто нужно чуть-чуть помочь (завязать шнурок, что-то подать), быть с ними более терпеливым, а в остальном они как все. Это развивает лучшие человеческие качества. Правда, была у нас мама, которая забрала своего ребенка, сказав: «С такими он ходить не будет!». Бог ей судья. Что вырастет из ее отпрыска?
– А что Вы посоветуете родителям детей с особенностями развития?
– Ни в коем случае не игнорировать советы специалистов. Стараться, чтобы дети бывали в коллективе обычных ребят. Пусть видят норму, тянутся к ней, развиваются. Они привыкают к людям, многие из них могут потом посещать обычные школы, конечно, нередко – с наставником. Мы каждый раз волнуемся, когда к нам приводят нового ребенка. А сможем ли помочь в этот раз? А все ли получится у ребеночка, у его родителей? К счастью, удача нас не покидала ни разу. Здесь в итоге оставались все особенные детки. Их было около двадцати, семь из них – с тяжелыми формами. Сегодня все они учатся в школе, даже мальчик, который у нас полгода только заглядывал в физкультурный класс – боялся заходить. А потом, представьте себе, с детьми пытался играть. Сегодня же вообще учится в обычной школе.