Психолог Ирина БЕЛЯЕВА советует, как помочь ребенку быстрее научиться читать 

Научить читать могут и в школе, и в садике, и в развивающем центре, и дома. Успешный результат отчасти зависит еще и от того, какая обстановка окружает ребенка. Причем важно понимать, что подготовка к чтению начинается с самого рождения, просто мы не всегда задумываемся об этом. 

Родителям важно знать, что на самом деле чтение требует массы усилий. Если что-то сделать неправильно, читать книжки станет тяжелой обязанностью и для взрослых, и для детей. Возможно, и к самому процессу чтения охота отобьется на всю жизнь. Поэтому сделайте все, чтобы чтение доставляло вашим малышам только удовольствие. Чувствуйте своего ребенка – не торопитесь сделать из него профессора, но и не теряйте время – с первых дней жизни формируйте вокруг крохи обстановку, способствующую развитию. 

Для самых маленьких

• Можно обратиться к методикам раннего развития. Например, методика Глена Домана предполагает, что процесс обучения чтению начнется до 1-1,5 лет. В результате ребенок научится читать довольно рано. С одной стороны, от родителей этот подход не требует больших усилий (периодически показывать малышу карточки с короткими словами), с другой – здесь важно все делать правильно, чтобы не перегнуть палку.

• С самого раннего возраста рассказывайте ребенку сказки, потешки, пойте песенки, постоянно общайтесь с ним. В этом случае речь ваших сыновей и дочерей будет развита (словарный запас, произношение, умение выразить мысль), а без этого даже чтение текстов в букваре станет трудной задачей. 

• Читайте малышам детские книжки, читайте сами. Ребенок должен видеть родителей с книгой. В этом случае для ребенка книга будет обычным атрибутом. Он будет считать, что читают все, захочет подражать взрослым.

• Следите, чтобы ребенок не пристрастился к гаджетам, мультикам, телевизору. В этом случае он привыкает легко получать информацию, не напрягаясь. Впоследствии чтение, требующее усилий, может вызывать отторжение.


Скоро будем читать

На самом деле, когда ребенок станет чтецом, большой вопрос. Однако, если он уже неплохо говорит, к чтению можно готовиться более конкретно. 

• Повесьте на видное место большой красочный картонный алфавит (картинки привлекут внимание ребенка, постепенно он заметит и буквы, запомнит какие-то из них).

• Купите электронные игрушки с песенками про буквы, с клавишами, на которых есть буквы. Есть игрушки, в которые вставляются карточки с буквами, – играйте в них. Все это может пойти на пользу, если, конечно, родитель будет во всем этом принимать должное участие.

• Рисуйте буквы мелом на асфальте, лепите из пластилина, рассматривайте печенье-алфавит.

• Обратите внимание на буквы на компьютерных клавишах, нажимайте их.

• Играйте в школу (если у ребенка, конечно, есть хоть мало-мальское представление о ней, например, в семье растут братья и сестры постарше, которые уже учатся). 

• Играя так со своим ребенком, вы прежде всего пробудите интерес к чтению, малыш запомнит отдельные буквы (форму, как звучат), будет различать их на крупных надписях, номерах машин, вполне возможно, сам возьмется за книгу, чтобы попытаться что-то прочесть, или захочет писать буквы. Но что бы ребенок ни «читал» и ни «писал», от взрослых он не должен слышать никакой критики. 


Пора читать?

Читать все-таки чаще всего начинают с 5-6 лет. Примерно в этом возрасте детей учат читать в садиках и развивающих центрах, на подготовительных занятиях. Фактически же к обучению (пусть даже в форме игры) желательно приступать, если ребенок достиг определенного уровня развития. 

• Дошколенок хорошо слышит.

• Произносит все звуки.

• Без проблем повторяет не самые сложные сказанные вами слова и словосочетания.

• Нормально ориентируется в пространстве (знает, где право-лево, верх-низ).

Фото предоставлено Ириной БЕЛЯЕВОЙ