Психолог Ирина БЕЛЯЕВА подсказывает: что сделать, чтобы малыш без проблем научился считать
Когда же начать готовить ребенка к счету?
Согласно теории Глена Домана, крохи до 8 месяцев способны определить, где рассыпано 99, а где 100 спичек. Потом малыши утрачивают эту способность. Этот атавизм остался нам от предков, живших среди диких зверей. Он позволял им оценить ситуацию за доли секунды и – остаться в живых.
Как-то «удержать» такую способность у малыша нельзя, однако сам этот факт говорит о больших способностях мозга маленького человека. Поэтому, начиная примерно с годовалого возраста (не позже двухлетнего), вы можете начать показывать ему карточки с цифрами. Карточки должны быть большими, примерно формата А4.
ПОКАЗ начинают с карточки, где крупно изображена цифра «1», а рядом с ней – точка (квадрат, морковка, звездочка – любая относительно простая фигура). Карточка показывается на пару секунд, при этом произносится название цифры «один». Так делают каждый день в течение недели. Постепенно вводят «2», «3» и т. д. – все числа, включая «10» (фигуры в обозначении цифр не повторяют друг друга). Все это должно происходить между делом, когда у малыша хорошее настроение, когда вы его ни от чего не отрываете.
Потом переходите к игре, где из двух карточек нужно будет выбрать правильную («Где «2»?»). Через время правильные карточки можно выбирать из большего набора, постепенно дойдя до 10 штук. Этот метод позволит запомнить малышу, как обозначаются числа, как называются, какое количество означают.
ЕСЛИ ПОДХОД использовать активно и общаться с ребенком, периодически используя сравнения, числа, показывая на них (на картинках, номерах машин, пульте телевизора), к 3 годам малыш с легкостью будет ориентироваться в районе трех предметов (уметь с ходу определять их количество, считать их, называя числа).
Дальше – считайте ступеньки, деления на часах, игрушки, кубики, детей на площадке, пусть ребенок знает, сколько ему лет... Кстати, не стоит забывать, что если с трехлетним малышом не посчитать пару месяцев, он все забудет.
Пойте ребенку песенки и рассказывайте стишки, где используется счет. Купите малышу игрушки с такими записями. Ешьте печенье в виде цифр, складывайте цифры из палочек, рисуйте их на асфальте мелом. Все проговаривайте, разумеется, если ребенок не возражает.
Незаменима игра в кубики и конструктор. Лучше запомнить, какое число больше, а какое меньше, помогут ситуации, когда из шести кубиков башенка еще не падает, а из семи уже заваливается; для стен дома подойдут детали только из четырех секций, а не из трех и т. д.
Наилучшим тренажером была и остается игра в магазин. Но чтобы ребенок играл в нее с удовольствием, он должен иметь представление о настоящих деньгах, как взрослые расплачиваются ими в магазине.
Развивать счет поможет игра в школу.
Купите ростомер и календарь. Эти приспособления тоже помогут вашим детям лучше ориентироваться в мире чисел, в том, как фиксируются с их помощью происходящие в жизни изменения.
Если освоен первый десяток (ребенок без труда считает), выучить следующие числа, как правило, бывает проще – стоит показать зависимость: один-надцать, две-надцать, три-надцать и т. д. После успешного освоения первого десятка можно перейти к сложению с вычитанием. Проще всего их принцип продемонстрировать на пальчиках или предметах (2+2 – это 2+1 и еще +1).
КОГДА РЕБЕНОК имеет ясное представление об этих арифметических действиях (как правило, к шести годам, при условии занятий, оно складывается), стоит перейти к раскладке чисел, начиная от трех и заканчивая десятью. Имеется в виду следующее: 3=1+2, 3=2+1; 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1 и т.д. Освоение идет постепенно, не второпях, с удовольствием. Пока не дается безошибочная раскладка одного числа, к раскладке другого – не приступают.
Если ребенок пойдет в школу, умея без труда раскладывать первый десяток таким образом, скорей всего, в первом классе проблем с математикой у него не будет. Конечно, сложение и вычитание можно оставить на освоение с учителями в классе, но часто в условиях современных школьных программ ребенку это дается с трудом.
Основные рекомендации по развитию навыков счета с раннего возраста
• Активно общайтесь с ребенком с самого раннего периода жизни, используя в речи сравнительные, временные и числовые примеры.• Ребенок должен все делать только с удовольствием.
• Не приучайте малыша к телевизору и гаджетам. Это будет отвлекать его естественный интерес от всех прочих моментов.
• Демонстрируйте, как вы используете счет в жизни (расплачиваетесь в магазине наличными деньгами, считаете количество столовых приборов). Это мотивирует ребенка считать.
• Считайте с ребенком вместе все, что можете.
• Для запоминания важны не только визуальные и слуховые, но и тактильные, и звуковые ощущения. Постарайтесь при обучении счету использовать их все.
• Не ждите быстрых результатов, не форсируйте события, не считайте, что ваш ребенок глупее других, если он еще чего-то не умеет.
• Только общее гармоничное развитие позволит ребенку без труда освоить в том числе и счет.
Читайте по теме - «Чтобы читалось легче»