Дата публикации:
8 мая 2022 г.
Часто родители спокойно относятся к тому, что ребенок плохо разговаривает. Опыт дефектолога-сурдопедагога из детского сада «Василек» Аксайского района Ирины КАМЕНЕВОЙ подсказывает: если к двум годам малыш не пользуется предложениями хотя бы из трех слов, нужно обращаться к специалисту
625
Фото/Видео: Екатерина Жукова
В детском саду Ирина Николаевна – всю жизнь. У неё большой опыт работы воспитателем и дефектологом как с детьми хорошо говорящими, так и с дошколятами, у которых есть речевые проблемы.
Ирина Николаевна считает: с ребёнком необходимо заниматься с самого раннего возраста. Если есть проблемы, не ждать, что всё само наладится. А вдруг этого не произойдет – ведь причина проблемы неизвестна.
Для нормального развития малышу должны читать хотя бы 10-15 минут в день. Ирина Николаевна точно знает, как важно для ребенка чтение. В ее практике даже был случай, когда мальчик, говоривший в 4,5 года только слово «мама», благодаря книге разговорился и сегодня ходит в обычную школу.
Конечно, с мальчиком вели комплексные занятия. В «Васильке», помимо дефектолога, есть и логопед, и психолог, и все они прилагали усилия, чтобы ребенок смог общаться. Рекомендации специалистов выполняли родители. И все-таки большое влияние на развитие малыша оказало именно чтение.
Дефектолог решила читать маленькому молчуну перед дневным сном минут по десять. Но не привыкший к чтению непоседа сначала вообще ее не слушал и прыгал по кровати. Со временем стал прислушиваться. Потом и вовсе успокоился и слушал текст уже внимательно. А однажды во время послеобеденного чтения… заговорил.
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям также следует стараться не включать надолго мультики и не давать крохам гаджеты. Хотя это и трудно в наше время, но детское здоровье дороже. Больше движения, игр с песком, с крупой – это развивает мелкую моторику. Нужно лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы, пирамидки, играть с конструктором. Ещё можно приобрести су-джок (набор из специальных колец и мячиков ) и делать массаж ладошкам и пальчикам – это хорошо развивает речевые зоны. Учить самостоятельно расстегивать пуговицы и застегивать. Больше общаться с ребенком...
Если ребёнку три года, а он все еще не говорит, необходимо проверить слух у сурдолога, чтобы исключить эту проблему. После трех лет можно сделать энцефалограмму.
К Ирине Николаевне обращаются не только тогда, когда у ребенка есть проблемы с речью. Дефектолог – специалист широкого профиля. Он помогает при наличии и психологических проблем у ребенка, и физиологических. Чтобы понять, как работать с каждым конкретным дошколенком, Ирина Николаевна сначала смотрит на его поведение в группе, потом тестирует малыша у себя в кабинете. Чего у нее там только нет: игры, книги, интересные приспособления – на кабинет строгого специалиста совсем не похоже. Детям здесь, как правило, бывает очень интересно: играть в мяч, возиться в аквагеле, искать различия в картинках… Однако в это самое время специалист ведет свои наблюдения или коррекционные занятия.
Сама дефектолог особенно выделяет тренажёр баламетрикс. Он развивает вестибулярный аппарат, речевые зоны. Это комплекс приспособлений, где главный предмет – доска Бельгау. Специальная шершавая поверхность доски, на которую становится ребёнок, установлена на полукруглую опору. Малыш должен на ней удерживать равновесие и выполнять упражнения, например, кидать разные по весу мешочки и попадать в цель, отбивать палкой маятниковый мяч – так тренируется мозжечок, а он отвечает за речь, внимание, координацию движений. Выполнение этих упражнений повышает эффективность передачи нервных импульсов в мозге.
– А если тренироваться на баламетриксе дома? – спрашиваю Ирину Николаевну.
– Это дорогой тренажер и эффективен только при правильном использовании. Но родители могут развивать ребенка сами, используя не только баламетрикс. Дети с различными нарушениями, а все чаще и обычные ребята путают лево-право, не знают названий цветов, овощей, фруктов, геометрических фигур… Сегодня хватает развивающих книг и игр, которые позволяют восполнить такие пробелы. Вот к ним и можно обратиться. Это будет полезное времяпрепровождение, кроме того, оно принесет удовольствие и ребенку, и взрослым. А коррекционные занятия лучше оставить специалистам.
Ирина Николаевна считает: с ребёнком необходимо заниматься с самого раннего возраста. Если есть проблемы, не ждать, что всё само наладится. А вдруг этого не произойдет – ведь причина проблемы неизвестна.
Для нормального развития малышу должны читать хотя бы 10-15 минут в день. Ирина Николаевна точно знает, как важно для ребенка чтение. В ее практике даже был случай, когда мальчик, говоривший в 4,5 года только слово «мама», благодаря книге разговорился и сегодня ходит в обычную школу.
Конечно, с мальчиком вели комплексные занятия. В «Васильке», помимо дефектолога, есть и логопед, и психолог, и все они прилагали усилия, чтобы ребенок смог общаться. Рекомендации специалистов выполняли родители. И все-таки большое влияние на развитие малыша оказало именно чтение.
Дефектолог решила читать маленькому молчуну перед дневным сном минут по десять. Но не привыкший к чтению непоседа сначала вообще ее не слушал и прыгал по кровати. Со временем стал прислушиваться. Потом и вовсе успокоился и слушал текст уже внимательно. А однажды во время послеобеденного чтения… заговорил.
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям также следует стараться не включать надолго мультики и не давать крохам гаджеты. Хотя это и трудно в наше время, но детское здоровье дороже. Больше движения, игр с песком, с крупой – это развивает мелкую моторику. Нужно лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы, пирамидки, играть с конструктором. Ещё можно приобрести су-джок (набор из специальных колец и мячиков ) и делать массаж ладошкам и пальчикам – это хорошо развивает речевые зоны. Учить самостоятельно расстегивать пуговицы и застегивать. Больше общаться с ребенком...
Если ребёнку три года, а он все еще не говорит, необходимо проверить слух у сурдолога, чтобы исключить эту проблему. После трех лет можно сделать энцефалограмму.
К Ирине Николаевне обращаются не только тогда, когда у ребенка есть проблемы с речью. Дефектолог – специалист широкого профиля. Он помогает при наличии и психологических проблем у ребенка, и физиологических. Чтобы понять, как работать с каждым конкретным дошколенком, Ирина Николаевна сначала смотрит на его поведение в группе, потом тестирует малыша у себя в кабинете. Чего у нее там только нет: игры, книги, интересные приспособления – на кабинет строгого специалиста совсем не похоже. Детям здесь, как правило, бывает очень интересно: играть в мяч, возиться в аквагеле, искать различия в картинках… Однако в это самое время специалист ведет свои наблюдения или коррекционные занятия.
Сама дефектолог особенно выделяет тренажёр баламетрикс. Он развивает вестибулярный аппарат, речевые зоны. Это комплекс приспособлений, где главный предмет – доска Бельгау. Специальная шершавая поверхность доски, на которую становится ребёнок, установлена на полукруглую опору. Малыш должен на ней удерживать равновесие и выполнять упражнения, например, кидать разные по весу мешочки и попадать в цель, отбивать палкой маятниковый мяч – так тренируется мозжечок, а он отвечает за речь, внимание, координацию движений. Выполнение этих упражнений повышает эффективность передачи нервных импульсов в мозге.
– А если тренироваться на баламетриксе дома? – спрашиваю Ирину Николаевну.
– Это дорогой тренажер и эффективен только при правильном использовании. Но родители могут развивать ребенка сами, используя не только баламетрикс. Дети с различными нарушениями, а все чаще и обычные ребята путают лево-право, не знают названий цветов, овощей, фруктов, геометрических фигур… Сегодня хватает развивающих книг и игр, которые позволяют восполнить такие пробелы. Вот к ним и можно обратиться. Это будет полезное времяпрепровождение, кроме того, оно принесет удовольствие и ребенку, и взрослым. А коррекционные занятия лучше оставить специалистам.