Дата публикации:
7 авг 2015 г.
Глава миссии ОБСЕ в Ростовской области Поль Пикар подвел итоги первого года работы наблюдателей ОБСЕ в российских пограничных городах Гуково и Донецке. Цифрами и фактами он поделился с журналистами в агентстве «Интерфакс»
1951
Фото/Видео: Елена Слепцова
В состав миссии ОБСЕ вошли представители Финляндии, Франции, Македонии, Венгрии, Ирландии, Молдовы, Сербии, Таджикистана и Турции. Сегодня ее численность увеличена до 22 человек. Они несут вахту на КПП Гуково и Донецка посменно, дежуря по 24 часа в сутки семь дней в неделю.
На их глазах за год российско-украинскую границу в обоих направлениях именно на этих двух КПП пересекли 2 млн. 878 человек. Это — примерно 36 % от общего потока на территорию Ростовской области. Наблюдая за людским потоком, представители ОБСЕ выделили три основные группы.
Первая — это взрослые люди без багажа (чемоданов), как правило, на машинах, которые въезжали на территорию Ростовской области утром, а во второй половине дня возвращались обратно. Наблюдатели ОБСЕ выводов не делают, отмечая только факты, подчеркивает Пикар. Однако можно предположить, что это — жители ДНР и ЛНР, которые из-за проблем с продуктами в мятежных республиках приезжают за покупками в Россию.
Вторая группа — семьи с детьми, стариками и чемоданами, которые — в зависимости от военной обстановки - то бегут в Россию, то возвращаются домой.
Третья выделенная группа — люди в камуфляже, которые пересекали границу в обоих направлениях. С 1 сентября 2014 года и по август 2015-го наблюдатели насчитали таких свыше 21000 человек, большая их часть, 94 %, прошли через КПП Донецка. В сентябре прошлого года во время эскалации конфликта поток их был особенно интенсивен — за неделю через КПП проходило по 440 человек (в среднем по 63 в день). Интенсивность прохода через границу людей в камуфляже носит сезонный характер, отметил П. Пикар. С апреля поток становился все меньше и меньше. Сейчас за неделю отмечается проход через КПП не более 192 человек в форме. У некоторых из них на форме есть знаки, обозначающие их принадлежность к ЛНР и ДНР. Глава миссии ОБСЕ особо подчеркнул, что ни у одного из тех, кто прошел через посты в военной форме, в руках не было оружия.
В период эскалации конфликта на Украине (с 1 августа по 5 сентября 2014 года) границу пересекли за 36 дней почти 440 тысяч человек. С 5 сентября (после подписания Минского договора) по 8 января наступило затишье - украинские беженцы (77 тысяч человек) вернулись домой. С 8 января по 14 февраля 2015 года конфликт возобновился — поток в Ростовскую область беженцев вновь увеличился. В те зимние дни через КПП прошли 24 тысячи человек. Как только в боях наступила пауза,13 тысяч украинцев, гостивших на Дону, вновь вернулись в ДНР и ЛНР. Сейчас поток людей небольшой — через КПП Донецк и Гуково за день в обе стороны проходят примерно 100 человек.
За год наблюдатели ОБСЕ 115 раз фиксировали над КПП российские вертолеты, беспилотники и самолеты. На вопрос журналистов, откуда известно, что это были российские летательные аппараты, Пикар ответил, что летали они достаточно низко, чтобы увидеть их опознавательные знаки. Прилетали с российской стороны, низко шли над КПП и далее — по линии границы, словно патрулируя ее. Чаще всего их наблюдали в августе и сентябре прошлого года. Сегодня наблюдатели ОБСЕ видят только вертолеты, летающие вдоль линии госграницы.
Фиксируют наблюдатели ОБСЕ и передвижение через пункты пропуска автотранспорта. Год назад, в разгар боевых действий на Украине, основной автопоток шел из ЛНР и ДНР в РО и был представлен только личными автомобилями, на которых люди бежали от артобстрелов. Сейчас к основному потоку добавились фуры — до 50 в день, движущиеся в обоих направлениях. Что в них находится, представители ОБСЕ не знают (проверка этого не входит в их мандат). Но П. Пикар рассказал, что на КПП их сканируют, проверяя содержимое. С февраля 2015 года через границу стали ходить и бензовозы. Регулярно проходят КПП и рейсовые автобусы, связывающие украинский Донецк, Стаханово, Первомайскую с Волгоградом, Воронежем, Москвой, Ростовом. Иногда попадаются автобусы, следующие из ДНР в Крым. Летом отмечено много автобусов с детьми. Можно предположить, что их везут на летний отдых. Подавляющее число пассажирских автобусов (95 %) имеют украинские номера, отмечают наблюдатели ОБСЕ.
Пересекает КПП и другой автотранспорт — российский гуманитарный конвой, например. За год через КПП «Донецк» прошли 2 104 его машины (1640 — с грузом, 206 бензовозов, 258 — сопровождающие их машины). Всего отмечено 33 гуманитарных конвоя, прошедших через зону ответственности представителей ОБСЕ. Тщательно отмечены также машины «скорой помощи», автомобили с пометкой «Груз 200» - за год представители ОБСЕ зафиксировали 21 гроб.
Господин Пикар не стал давать комментариев политической ситуации, обстановки на госгранице и по линии соприкосновения частей ДНР, ЛНР и украинских силовиков. Не поделился он и личными наблюдениями - будучи представителем миссии ОБСЕ, он не может быть просто господином Пикаром со своим частным мнением, объяснил он. Однако поблагодарил за помощь и поддержку администрацию Ростовской области и мэра Новошахтинска, где обустроилась миссия. Рассказал, как пошли навстречу международным наблюдателям и российские пограничники, предоставившие им рядом с КПП помещения с вентилятором и холодильником, которые помогают в жару, и обогревателем, спасающим в морозные дни. «За исключением этого мы круглый год находимся практически в тех же условиях, что и люди, пересекающие КПП в двух направлениях. Нам периодически приходится слышать упреки от жителей Украины в том, что там идет война, их эмоции по-человечески понятны... Но в целом отношение к нам вполне корректное. В конечном итоге мы здесь для того, чтобы побыстрее закончился конфликт», - подвел итог Поль Пикар.
Как долго будет работать миссия ОБСЕ на пунктах пропуска Донецка и Гуково, трудно сказать. Ответ на вопрос будет получен в конце сентября 2015 года, когда в Вене соберется Совет ОБСЕ, куда входят представители 57 стран, России и Украины — в том числе. Он и решит, необходимо ли и далее присутствие наблюдателей ОБСЕ на границе двух стран.