Главный редактор Южного аграрного агентства – о сложностях и перспективах донского агропрома
Начало весенней полевой кампании уже не за горами. С одной стороны, сельское хозяйство области в последнее время демонстрирует рост. С другой, в условиях кризиса и продолжающихся санкций есть немалые опасения и за урожай, и вообще за судьбу простого донского производителя. Мы решили обсудить этот вопрос со Станиславом Смагиным, главным редактором Южного аграрного агентства – одной из ведущих экспертных площадок страны.
- Станислав, осталось около месяца до начала весенней полевой кампании. Как вы думаете, успешной ли она будет? Вы постоянно «мониторите» состояние посевов – что сами говорят аграрии?
- Какие-то детальные прогнозы давать пока рановато, но в целом ощущения сдержанно-оптимистичные. Сев озимых в вашем регионе был произведен на площади в 2,324 миллиона гектаров, это заметно больше прошлого сезона. Тогда, напомню, было 2,27 миллиона. В начале февраля 2015 года на 24% засеянных земель озимые в принципе не взошли, еще на 15% они находились в очень плохом состоянии. Сейчас же хорошем и удовлетворительном состоянии находятся 1,85 миллиона гектаров, то есть около 80%.
Можно сказать, что сельское хозяйство региона не стоит на месте, в том числе и в плане развития агротехнологий и подготовке квалифицированных агрономов. Это дает стабильность результатов, даже, я бы сказал, некоторую независимость от погоды.
- Два года подряд в Ростовской области обновляли рекорд сбора зерновых. Чем это можно объяснить, и какой ожидаете урожай в этом году?
- В аграрной отрасли люди предпочитают не загадывать наперед, поэтому конкретный прогноз я бы предпочел не делать. Но в принципе ожидания достаточно неплохие. Да, предыдущие два раза заметно помогала погода, но и сами аграрии вместе с минсельхозом области работают активно. Как я уже говорил, идет кропотливая работа по внедрению новых агротехнологий, привлечению грамотных специалистов. Благодаря так называемой «губернаторской программе» за последние несколько лет серьезно обновился парк сельхозтехники. А это – сокращение издержек, повышение рентабельности агробизнеса. Ведь сельское хозяйство – это бизнес, такой же, как торговля или банковское дело. Эта работа не всегда заметна, особенно людям со стороны, но показатели урожаев – неплохой индикатор.
- Какие главные проблемы нового сезона вы бы выделили?
- Проблемы в принципе примерно одинаковы для всех аграриев страны. Диспаритет цен, то есть разрыв между ценой на сельхозпродукцию и ценой на товары и услуги, необходимые для производства этой продукции. Цены на ГСМ, которые почему-то растут и растут, хотя нефть дешевеет. Цены на пестициды и удобрения –тоже, мягко говоря, не радуют. Наконец, низкие цены на зерно, которое приобретается перекупщиками и дальше, уже дорого и за твердую валюту, уходит в зарубежные дали. Это как бы жирная черта под всем перечисленным выше списком проблем – необходимые аграрию товары и услуги, привязанные к курсу валют, дорожают, а зерно хорошо если не дешевеет. Это серьёзнейшая проблема для отрасли. Наше агентство сейчас разрабатывает и уже предлагает определенные решения, которыми пользуются аграрии Ростовской области. Мы повышаем рентабельность агробизнеса – а значит, решаем главные проблемы аграриев.
- Каким Вы видите дальнейшее развитие АПК в условиях кризиса, санкций и прочих объективных трудностей?
- На этот вопрос простой и правильный ответ дал глава региона Василий Юрьевич Голубев: нужно наращивать переработку сельхозпродукции внутри страны. Это дополнительные налоги в бюджет, рабочие места, положительный мультипликативный эффект для экономики. Экспорт зерна – это хорошо. Но когда мы вывозим сырье, а закупаем готовую продукцию с повышенной добавочной стоимостью – это не нормально. В принципе, на Дону уже есть определенные результаты – например, в Волгодонске строится завод по глубокой переработке зерна и производству аминокислот. В два раза увеличивает переработку компания АМИЛКО, базирующаяся в Миллерово. Но этого мало, нужно больше и лучше. Сейчас особо остро стоит задача развития переработки овощной и молочной продукции. Радуют планы области по строительству в Волгодонском и Семикаракорском районах заводов по производству очищенных помидоров, томатной пасты и консервированной плодоовощной продукции. С учетом удачной логистики, большого числа высококвалифицированных кадров у донского региона есть все шансы стать в будущем ведущим агрорегионом страны. Даже название нашего сайта – Ростовпродукт.Ру – подчеркивает, что именно в донском регионе мы видим самый большой потенциал.
- Последний вопрос. Едва ли не главное слово последних полутора лет в АПК – импортозамещение. Все-таки, это реальный процесс, имеющий шансы на успех, или новая «потемкинская деревня»?
- Конечно, запустить механизмы реального, а не формального импортозамещения крайне сложно. Сейчас во многом продукцию из «запрещенных» стран сменила аналогичная из «разрешенных». К описанным выше проблемам нужно добавить отсутствие денег на модернизацию, недостаточное, по моему убеждению, субсидирование из федерального бюджета. В прошлом году Южное аграрное агентство опросило около 200 аграриев в ЮФО и СКФО – оказалось, что с переходом на погектарные субсидии они стали получать субсидий в два-три раза меньше, чем раньше.
Оборудование для производства продуктов зачастую импортное, валюты на него у аграриев нет – доллары и евро оседают в карманах перекупщиков, а нашему крестьянину хорошо бы хоть какие-нибудь рубли получить.
Государству и обществу нужно дать понять: аграрии – основная надежда экономики России. Кризис 2008 года мы практически не заметили как раз благодаря АПК. Это не мое мнение, а мнение президента Российской Федерации. Уверен, хватит у них запаса прочности и на этот раз. Но им нужно помочь, финансами, консультациями, новыми технологиями. Наше агентство занимается консолидацией усилий по этому направлению. Мы приглашаем всех аграриев на наш сайт Rostovprodukt.Ru, где мы сообща решаем целый ряд проблем. Начиная от покупки более качественных и недорогих семян, пестицидов и удобрений и заканчивая сбытом, минуя перекупщиков. Сельское хозяйство при грамотном подходе – очень выгодный бизнес. И мы уверены, что у наших аграриев будет хорошо.