Сегодня в Москве в Театре русской песни выступает ансамбль «Православный Дон» из Боковского района. Порадуют артисты и ростовскую публику большим сольным концертом в театре им. М. Горького 6 ноября. Концертный тур посвящен тридцатилетнему юбилею ансамбля
Фото/Видео: Евгения Лебедева
«Православный Дон» знают по всей России. Не раз участвовал коллектив во Всероссийских и международных фестивалях. Пели с большим успехом в Германии, Малайзии, Болгарии... И везде и специалисты, и простые зрители отмечали уникальность и самобытность ансамбля.
Все началось в 1984 году, когда Геннадий Вечеркин, руководивший на тот момент Боковским народным казачьим хором, стал изучать песенную традицию казаков Верхнего Чира. Собранный материал в дальнейшем лег в основу нового концертного репертуара. В 1987 году Геннадий Вечеркин создал молодежный ансамбль, в состав которого вошли его единомышленники, любящие казачью песню. В начале 1990-х годов ансамбль получил новое название – «Православный Дон».
Репертуар коллектива «Православный Дон» составляют традиционные народные песни Дона, русские песни, авторские произведения, посвященные казачеству, донскому краю. На музыкальном материале традиционной казачьей протяжной песни участники импровизируют, добавляют новые оттенки в гармонию и полифонию.
В ансамбле поют родовые казаки и казачки, с детства впитавшие в себя культуру своего региона. При ансамбле создан духовой оркестр. Теперь традиционные песни приобрели новое звучание.
– Основной костяк коллектива остается неизменным. Есть люди, которые поют в «Православном Доне» все тридцать лет. Есть те, кто уходил и возвращался, – говорит руководитель ансамбля «Православный Дон» Геннадий Вечеркин. – В последние несколько лет к нам пришли замечательные молодые артисты.
Например, Таня Захарова пришла в ансамбль вслед за своим отцом Василием Ивановичем. Предки у них – казаки, проживали на Кривой речке. Пели в семье все: и дед, и прадед... Причем в уникальной манере. Таня принесла в наш коллектив саксофон.
Молодежь мы стараемся подтянуть: заставить прочувствовать, услышать казачью песню, проникнуться народной культурой, традициями.
– Геннадий Иванович, на ваш взгляд, есть ли у современной молодежи интерес к народной песне, казачьей песне, культуре?
– К сожалению, нужно отметить, что настоящая казачья песня все равно остается музейным экспонатом. Сложно культивировать ее, примеряясь к современному быту. Тогда были другие условия – были войны, трагедии. Все, что происходило, у людей выливалось в песне. Сегодня уже так не поют. Исповедальная функция песни утеряна.
Но сама по себе народная песня интересна многим и сегодня. Не так давно в нашем репертуаре появилась новая композиция «Заберу с собою я землицы горсть». Ее исполняет ансамбль «Частушка», которым руководят Заволокины. Песня совершенно не казачья. Но мы попробовали распеть ее в своем коллективе. И знаете, народ услышал, народ проникся, молодежь скачала себе ее на телефоны.
– Насколько изменился репертуар ансамбля «Православный Дон»? Стал ли он более современным?
– У нас много новых песен появилось в последние годы. И в каждую композицию, которую исполняет ансамбль, мы вносим что-то свое. Это – наше видение песни, отклик души. Ведь если точно воспроизводить то, что мы находим в своих этнографических экспедициях, что нам напевают мастера – получится лишь плохая копия.
Еще у нас есть счастливая возможность петь авторские песни – член нашего коллектива Николай Иванович Вечеркин, мой брат, уже многие годы пишет замечательные песни. Которые поют и другие российские коллективы, не только мы. «Атаман лихой» исполняется в ансамбле «Русская песня» Надежды Бабкиной, в Воронежском хоре. Лирическая песня «Не грусти, калина» очень полюбилась зрителям. Ее исполняют многие коллективы. На мой взгляд, совершенно замечательная собственная версия этой композиции получилась у ансамбля «Земляки» Саранской филармонии.
– Находки из ваших этнографических экспедиций так и лежат в закромах, пока не станут песнями в репертуаре ансамбля «Православный Дон»?
– Нет, мы не чахнем как Царь Кощей над собранным материалом. Это народное достояние, история, культура. Уже вышел сборник «Песенное ожерелье Чира». Ноты и тексты песен, которые я записал по хуторам и станицам на реке Чир. Готовится к выходу репертуарный сборник нашего ансамбля. В нем – порядка 70 песен. Мы с удовольствием делимся с коллегами по музыкальному цеху своим творчеством. Но просим, не копируйте! Делайте свою «фантазию на тему». Музыка должна быть разной.
– Насколько смелым вы можете себе позволить быть в экспериментах с нынешним исполнительским и инструментальным составом коллектива?
– У нас сейчас богатейший инструментальный арсенал: кларнет, труба, балалайка, домра, контрабас, саксофон, туба, баян, гармонь. Замечательные артисты – самобытные, во многом уникальные. Есть собственное небольшое репетиционное помещение, помимо районного Дома культуры, в котором мы по-прежнему регулярно и выступаем, и репетируем. Есть даже маленькая, но своя, звукозаписывающая студия. Так что наши возможности стали значительно шире. И сегодня мы можем себе позволить больше смелости в творческих экспериментах и проектах.
А в студии мы записываем материал, который надо сохранить для будущих поколений. Создаем, так сказать, живой, песенный музей нашей донской, казачьей традиции. Ведь одну и ту же песню в Сибири и у нас поют по разному. Это-то многообразие, эту самобытность и уникальность мы и пытаемся сохранить для потомков.
Фото автора и из архива ансамбля
Видео Владимира Апарина