Киносценарист Валерия Байкеева – о новом культурном проекте и своем новом фильме «19/20 С»
Фото/Видео: Марина Каминская
У ростовского барда Сергея Жилина, известного, впрочем, не только на Дону, но и далеко за его пределами, есть песня с такими словами: «А родился я в Ростове – и горжусь. И своей провинциальной крови не стыжусь».
Ростовчанка Валерия Байкеева, которая уже больше десяти лет живет и работает в Москве, настроена более радикально:
– При мне о Ростове всегда все будут отзываться только хорошо. У меня – костыль в руках, а человек я – темпераментный.
Так Валерия Рифатовна ответила на вопрос об отношении нынешних москвичей к донской столице. Эти слова прозвучали в «Шолохов-центре» во время ее творческого вечера «Байки о Ростове».
На эту встречу пришли преимущественно давние почитатели ее творчества. Те, для кого Валерия Байкеева – не только автор сценария известных фильмов (в частности, телесериалов «Маргарита Назарова» и «Власик. Тень Сталина»), но и смачных, с изрядной долей перца, рассказов о Ростове. Того его периода, на который пришлись детство и юность автора.
Пересказывать Байкееву – дело неблагодарное, поскольку значительная часть того впечатления, под которое попадают слушатели этих баек, объясняется ее интонацией, артистизмом и теми словечками и выражениями, которые в лучшем случае называют озорными. И все же один сюжет вкратце попробую воспроизвести.
Однажды группа молодых ростовских художников набрала столько заказов на оформление новогодних витрин, что и до боя курантов с ними не управиться. Вернее, если работать без продыха, то теоретически можно бы успеть. Но как же без продыха, если после каждой готовой витрины заказчики накрывают для художников соблазнительную поляну?..
Последней в этом оформительском марафоне оказалась витрина рыбного магазина «Океан». Причем она выходила на главную улицу донской столицы. И – больше того: эту витрину можно было разглядеть из окон тогдашнего обкома партии (ныне в этом здании располагаются мэрия и городская дума).
Идея оригинального художественного решения далась нелегко. Озарило, что называется, в последнюю минуту: раз магазин рыбный, то Деда Мороза и его окружение надо преобразить в обитателей подводного царства.
История умалчивает о том, как директор этого магазина искупал свою вину, когда серьезные товарищи из здания наискосок увидели этот оформительский шедевр. Ведь главный герой праздника получился почему-то трехглазым, а полуснегурка-полурусалка, в которой угадывалось портретное сходство с одной из сотрудниц магазина, отличалась аппетитными формами, несвойственными изображениям внучки Деда Мороза…
Программа «Байки о Ростове» стала еще и началом проекта «19/20 С». Зрители сразу угадали, что в этом странном на первый взгляд названии зашифрован скорый поезд «Тихий Дон», следующий по маршруту «Ростов-Москва» и обратно. Дело в том, что новый проект будет включать встречи с уроженцами Ростова, которые подались за своей синей птицей в Москву, сделали хорошую карьеру, но при этом душой по-прежнему со своей малой родиной.
Легенда об угнанном танке
– О чем ваш новый фильм, и когда мы его увидим? – спросил Байкееву ведущий вечера, он же – пиар-директор Международного кинофестиваля «Мост искусств» (Bridge of Arts) Алексей Павловский.
– У меня нет ни одного сценария, который не был бы чем-то хотя бы косвенно связан с Ростовом, – ответила Валерия Байкеева. – В основе фильма «Танкисты», который, как обещают, выйдет на экраны в феврале, – реальная история, а один из танкистов в этом фильме – наш, «ростовский босяк».
Эта история произошла летом 1942 года. На южном направлении ситуация складывалась тяжело. Нашим войскам пришлось отступать, неизбежностью стала вторая оккупация Ростова. При отступлении один из танков КВ-1 сломался. Экипаж остался в нем, надеясь на скорый ремонт. И тут – прямо на этот танк надвигается вражеская бронетехника.
КВ-1 был хорошо замаскирован, враг и не заметил бы его, но один из танкистов, волею сценариста Байкеевой тот самый «ростовский босяк», предложил друзьям долбануть фрицев. И надолбали они аж 16 (!) вражеских машин.
Ростовчанина ранило, и он, как командир тонущей подводной лодки, предпочел остаться в умирающем КВ-1. Остальные выбрались из машины через нижний люк, долго шли к своим по глубоким вражеским тылам и набрели на немцев, беззаботно плескающихся в реке. Рядом отдыхала немецкая «пантера». Наши ребята этот танк угнали, написали на его башне, как пароль для своих, универсальное матерное слово из трех букв, и благополучно добрались до территории, подконтрольной Красной Армии.
Рассказ Байкеевой меня заинтересовал, захотелось узнать больше и о картине, и о ситуации. Оказалось, что этому подвигу танкового экипажа (им командовал Семен Коновалов), посвящено немало сайтов. Подробностей того, как все происходило, не так уж много. Поэтому кинематографистам – большой простор для фантазии.
Удивили анонсы фильма «Танкисты». Они так отличаются друг от друга, что, похоже, представляют разные кинокартины. В одном говорится, что это – фильм о том, как мужают на войне характеры людей, еще вчера занимавшихся вполне мирными делами. В другом – что это… драма о любви в условиях военного времени, в третьем – …
Можно предположить, что верно и то, и другое, и третье, поскольку сценарии у Валерии Байкеевой с неожиданными поворотами, многослойные. Есть информация, что на экраны кинотеатров этот фильм, созданный при поддержке Министрества культуры РФ и Российского военно-исторического общества, выйдет накануне Дня защитника Отечества.