«Маленький человек», аристократ, фланер, «красный профессор», простой советский человек… Это все – типы жителей больших городов в разные времена. А кто такой – обычный городской житель сегодня? Какой он?
Свои вопросы мы задали доктору философских наук профессору Людмиле ШТОМПЕЛЬ. Она изучает изменения, происходящие в «характере» города и горожан.
Всякие разные
– Итак – какой горожанин сегодня?– Разный, – отвечает Людмила Штомпель. – Собственно, один из признаков города, на который обратили внимание ученые еще в начале XX века, – это неоднородность, разнообразие горожан и их занятий.
– В чем проявляется эта разность?
– В различных жизненных стратегиях, в интересах, вкусах, пристрастиях, в ценностях, ради которых люди предпринимают какие-то усилия, в уровне культуры и т.д. Мы живем в условиях большой зависимости друг от друга в том смысле, что свобода одного всегда ограничивается там, где начинается свобода другого. И если кто-то ведет себя, игнорируя нормы поведения, это отражается на окружающих. Такая обоюдная зависимость все более становится очевидной. Особенно сегодня, когда мы говорим о совместном использовании потенциалов города: его общественных пространств, транспорта, социальных ресурсов. Поэтому, если мы не будем понимать, что зависим друг от друга, а следовательно должны друг друга уважать, то истинных горожан из нас не получится. Горожане разные и в том смысле, что «вживание» в городскую культуру у них тоже неодинаковое. Простой пример. Всем известный закон – не нарушать в определенное время тишину. Но это не значит, что в разрешенное время можно навязывать всем свои музыкальные пристрастия. Когда мимо нас проносятся автомобили, из окон которых гремят псевдомузыкальные звуки, мне всегда жалко тех, кто в этом время укачивает ребенка, или пытается заснуть после ночной смены, или просто болен и ему нужен покой...
Ростов…
– Наш город – он какой?– Я – ростовчанка в третьем поколении и не узнаю Ростов. Ни в архитектурном смысле, когда на каждом пятачке возводятся многоэтажные дома, ни в человеческом. По сравнению с 90-ми город стал чище, но это не тот Ростов, каким мы его помним в 70-е-80-е годы. Он стал менее зеленым, менее уютным, с огромным количеством автомашин, причем не столько едущих, сколько стоящих на дорогах, улицах, во дворах. Все это сказывается на людях, их отношении друг к другу и, к сожалению, не делает город более привлекательным.
– Кстати, о деревьях. На многих улицах Ростова уже нет воспетых в песнях и стихах цветущих акаций, наполнявших город своим ароматом в начале лета. Не только акация, но и другие деревья планомерно вырубаются.
– К несчастью, это так. Мне часто доводилось проходить через двор, расположенный на Лермонтовской. Раньше там были детская площадка, фонтан, ещё площадка, где летними вечерами показывали фильмы, как в свое время было принято в Ростове. Росли акации, высокие кусты сирени, жасмина, в тени которых можно было спрятаться от солнца, были газоны и клумбы (еще одна забытая ростовская традиция: высаживать перед своими подъездами яркие красивые цветы). Сейчас этот двор отреставрировали. Установили несколько спортивных снарядов и новые детские качели. Но вырубили практически всю зелень, увеличили стоянку для машин, посадили несколько кустов можжевельника, воткнули елки, которые тени не дадут. И так происходит во многих дворах. Я вот думаю: кто вопреки логике и в угоду неясной для ростовчан цели принимает к реализации такие проекты? Видимо, это люди, которые думают, что им не жить в таких дворах, и в летний зной им тень не нужна, поэтому не жалко деревьев, которые, между прочим, ещё и задерживают пыль. Ростов – это южный город, где мы спасаемся от жары и в тени деревьев в том числе. И вырубать их – это невнимание к специфике города, построенного в степи. Нужно понимать, что ядром жизни города является взаимодействие людей на его общественных пространствах, и проектирование дворов, парков, площадей должно осуществляться с учетом этой данности.
...и ростовчане
– Раньше горожане, проживающие в одном доме, были знакомы друг с другом, а сегодня люди из многоэтажек не знают, кто их соседи.
– В прошлом году в рамках социологического исследования, касающегося связей человека с городом, мы провели соцопрос, в котором приняли участие около тысячи жителей разных по числу населения городов ЮФО. На вопрос: «Знакомы ли вы с соседями по подъезду (дому)?» 77 % респондентов ответили утвердительно. Это распространенное мнение, что люди не знают своих соседей по подъезду, даже по лестничной клетке. Мы не знаем их в том случае, если нам эти люди не нужны. Но как только возникает та же коммунальная проблема, все быстро знакомятся друг с другом, объединяются для ее решения. Одна из моих студенток попыталась выяснить: как живут, общаются, насколько открыты жильцы многоквартирной новостройки. Она обошла квартиры с первого по девятый этаж. Представившись соседкой, говорила, что ей срочно нужен коробок спичек и немного подсолнечного масла. Где-то ей дверь не открыли: к сожалению, мы теперь боимся открывать двери незнакомым людям. Кто-то приоткрыл щелочку и сказал, что магазин рядом, можешь и пройтись. А одна бабушка пригласила к себе, напоила чаем, рассказала о себе.
– Спички с маслом дала?
– Конечно! Бабушка воспитана в другом времени, где культивировалась доброта, отзывчивость, взаимопомощь. То есть люди разные, разные реакции, разный жизненный опыт. Но какой бы ни был опыт, нужно распространять лучший. А что тиражируется у нас по телевидению? Насилие, агрессивность, вседозволенность. И это воспитывается в молодых людях. Раньше бы, конечно, большинство соседей поделились хлебом, спичками, маслом.
– О нас, ростовчанах, говорят, что мы – народ темпераментный.
– Отчасти это так. Одна из моих студенток очень точно ответила на вопрос о том, что значит быть ростовчанами. «Мы, – написала она в своей исследовательской работе, – это люди, которые очень переживают по поводу своего внешнего вида: для нас важно не как мы выглядим, а что на нас надето. Важно, на каких машинах ездим и где обедаем. Мы очень шумные, веселые и открытые люди, которые свободно выражают свои эмоции, особенно активно – радость! Мы люди, которые могут увидеть далеко от дома, в какой-нибудь области номера на автомобиле с регионом 61, 161 и искренне радоваться и приветствовать словами: «Земляк!» Ростовчане любят кич и пафос. Ростовчане любят свой город». Думаю, под этим могли бы подписаться многие жители нашего города.
– Современные горожане больше индивидуалисты?..
– Я бы так не сказала. В нашем соцопросе на вопрос: «Чем привлекателен для вас город в целом?» 51 % респондентов ответили: «Сложившимся кругом общения». То есть мы вольны окружать себя теми людьми, которые нам интересны и важны. Город вырабатывает определенный образ жизни у людей. К существенным характеристикам этого образа жизни относится анонимность социальных отношений. Мы в течение дня встречаемся с огромным количеством незнакомых нам людей и, соответственно, контроль за нашим поведением снижен. Информационная избыточность, необходимость выбора между многими возможностями, неопределенность ситуации, в которую мы можем попадать, мобильность, – все эти характеристики заставляют нас подстраиваться и вырабатывать специфический образ жизни. И этот образ жизни отличается в крупном, в малом городе, в деревне. Но тем не менее люди тянутся друг к другу, хотят общаться, но не со всеми подряд.
Культура поведения
– Каким становится современный городской житель?
– Более грамотным, информированным. Но нам нужно, чтобы он становился более культурным в смысле уважения к окружающим его людям, культурно образованным. Например, некоторые думают, что лишь ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения решит проблему аварий на дорогах. Как раз правила большинство водителей знают, но не все уважают других людей. Это – признак снижения общей культуры! Но все это само собой не проходит, надо воспитывать. Как? Силой примера, может быть, замечания, которое заставит человека задуматься над тем, правильно ли он себя ведет себя в городской среде.
– Так как же воспитать настоящих горожан?
– Настоящий горожанин воспитывается в ходе активного участия в жизни своего города. Если я делаю что-то полезное для других людей, для города или своих соседей, то я становлюсь настоящим горожанином (или настоящим селянином, если мы живем в селе). Воспитывают нас и другие люди – своей жизнью. В этом смысле, к примеру, является показательной телевизионная передача «Провинциальный салон». Она знакомит нас с добрыми делами и начинаниями наших земляков. Воспитывает и приобщает к искусству. Посмотрите, как много людей участвует в акциях Донской государственной публичной библиотеки: и во встречах с писателями, поэтами, учеными, и в вечерних симфонических концертах под открытым небом, и в Библионочи. Как много людей ходят в театры, музеи, танцевальные клубы. Все это – город!
И еще: если есть какая-то норма поведения, то она должна быть обязательной для всех без исключения. Постоянство ее применения для всех – вот что воспитывает. И эта обязательность выполнения норм и правил в первую очередь касается тех, кто называет себя «элитой». Быть «элитой» означает не право нарушать правила и нормы поведения, а право быть образцом поведения для других людей.
– Что значит городская культура поведения?
– Это наилучшие образцы и способы взаимодействия между разными людьми: молодыми и пожилыми, пешеходами и автомобилистами, людьми разных религий и этносов. Ростов – город многонациональный, и у нас не было существенных конфликтов между представителями разных национальностей. Если и были, то скорее на бытовой, а не на этнической почве. И в нашей массовой социальной памяти такие конфликты не сохранились. Мы научены уважать друг друга. И эти качества сохраняются. Но важно и общее настроение, удовлетворение жизненных потребностей: от наличия достойной работы, до мест, где люди могут интересно и с пользой проводить свой досуг (театров, клубов, парков, зеленых зон...), от красоты архитектурных сооружений, от людей, которые уважают друг друга, от реальной возможности сделать свой город (а значит, и свою жизнь в нем) лучше и интересней. Без этого о нас, ростовчанах, не скажут, что мы народ веселый, приветливый и культурный. Ведь лицо города – это не только его достопримечательности, но и его жители.