Дата публикации:
16 фев 2018 г.
Встречи со звездами экрана – часть профессиональных обязанностей Геннадия НОВИКОВА. С 1970-го по 1993 год он работал в руководстве Управления кинофикации Ростовской области
2615
– Геннадий Михайлович, знаю, что кино – это Ваша большая любовь с самых юных лет. Случалось ли Вам, еще до вашей работы в организации, связанной с пропагандой киноискусства, видеть звезд не только на экране, но и в обычной жизни?
– Был в моей жизни такой памятный случай. Лето 1957 года, мне – 19 лет, я – киномеханик, работаю на паровозоремонтном заводе им. Ленина. В тот день отдыхал на ростовском пляже. Жара, иду за кружкой пива. Кто-то занимает за мной очередь, оборачиваюсь – и глазам не верю: артисты из фильмов, которые я недавно показывал. Евгений Леонов и Евгений Урбанский!
Не так еще много кинолент, где бы они сыграли. Никто, кроме меня, их не узнает, автограф не просят. Говорю, что очень рад увидеть киноартистов не только на экране, но и в жизни, у нас на Дону. Сообщаю, что знаком со всеми их работами в кино, потому что – киномеханик.
– Киномеханик – это замечательно, очень забавно, – улыбаются они.
Оказывается, только приехали в Ростов на гастроли с театром имени Станиславского.
Подходит их очередь, они заказывают по кружке пива и сушки, а у меня раки имеются – из дома. Предложение угоститься донскими раками им нравится.
Посидели, поговорили. В финале этой короткой встречи артисты пригласили меня побывать на их гастрольном спектакле. Так я вскоре еще раз встретился с Леоновым – зашел за обещанной контрамаркой.
Наше знакомство возобновилось в 1963 году. И снова – случайно. По линии обкома комсомола я поехал в командировку в Усть-Донецкий район. А там как раз шли съемки «Донской повести». И в главной роли – Евгений Леонов! Узнаю, что предстоит встреча зрителей с создателями картины. Можно ли такое пропустить?
Кроме Леонова в этой встрече из актеров участвовали еще замечательный Алексей Грибов и молодая красивая Людмила Чурсина.
Помню, Леонов сказал:
– Вон она какая высокая, а я – маленький, но играю ее мужа.
– Как же вместе сниматься будете?
– Вырою ямку, пусть становится в нее. Будет в кадре вровень со мной.
В третий раз встретиться с Леоновым довелось уже в 1980 году. Он был всенародно любимый артист, я работал замначальника областного Управления кинофикации.
– Помните киномеханика на ростовском пляже?
Мы пообщались. Чувствовалось, что, несмотря на всю его славу, Леонов все такой же: доброжелательный, человечный.
– Зрители любили творческие встречи с популярными артистами. Охотно ли артисты откликались на предложения о таких встречах?
– В целом – да. Если в Ростовской области проходили съемки какой-то картины, то нередко инициатива таких встреч шла от ее директора. В те годы кинопроцесс был более неспешный, во время киноэкспедиций у артистов могли возникать в графике «окна». Многие были не прочь использовать это время для небольшого приработка, выступая на творческих встречах.
– А рассказывают о сказочных по тем временам гонорарах…
– Это не про наш случай. У нас все было только по государственным ставкам. Минимальная ставка (для артиста, не имеющего званий) – 10 рублей. Для заслуженного артиста республики – чуть выше, для народного артиста республики – почти вдвое выше – 17 рублей, а для народного артиста СССР – целых 45! Плюс официальная надбавка «за мастерство».
– Проявленное во время творческой встречи?
– Как бы ни выступил – все равно получит. Встреча в среднем продолжалась минут сорок. Многие киноартисты на таких встречах читали стихи или прозу, пели, некоторые рассказывали веселые байки.
Народный артист СССР режиссер Сергей Герасимов, который особенно дорог нам экранизацией «Тихого Дона», от гонораров за творческие встречи отказывался. Писал на бухгалтерской ведомости: «Перечислить в детский дом».
Надо сказать, что часто мы организовывали такие творческие встречи и не дожидаясь, когда в Ростовскую область приедет очередная киноэкспедиция.
– При этом приходилось сталкиваться с капризами кинозвезд?
– Самый типичный каприз выражался в нежелании поселяться в двухместном гостиничном номере, хотя соседом предполагался не кто попало, а коллега.
– По нашей нынешней жизни кинозвезда в двухместном номере – это что-то из области ненаучной фантастики…
– А тогда – в порядке вещей. Артистам такой порядок не нравился, но я не помню случая, чтобы кто-то учинил на этой почве скандал. Обычно вежливо говорили, что нужно учить роли, это требует уединения, сосед по номеру будет мешать. Нет-нет, никаких соседей!
И мы старались изыскивать варианты если и двухместных номеров, то без подселения.
– Творческие встречи с киноартистами в те годы устраивались не только в кинотеатрах, дворцах или домах культуры, но и на предприятиях. На какие ехали с очевидным удовольствием?
– Очень высокие рейтинги были у таких, говоря современным языком, площадок, как завод шампанских вин, кондитерская фабрика, коньячный завод. При этом никто никогда не возражал против выступления на Ростсельмаше или том же Шахтинском хлопчатобумажном комбинате.
Вот от чего многие киноартисты отказывались наотрез, так это от дальних поездок по области. Поэтому «краем географии» у нас обычно бывала Целина, расположенная в ста сорока километрах от Ростова, но и туда ехать соглашались не все. В Целине мы проводили творческие встречи с участием Аллы Ларионовой, Всеволода Санаева, Кирилла Столярова, Людмилы Шагаловой.
– Артисты просили и для них самих устроить культурную программу, познакомить с донскими достопримечательностями?
– Прежде всего интересовал Таганрог как родина Чехова. И часто такие творческие встречи мы проводили в центральных кинотеатрах этого города. Другой популярный маршрут – в Новочеркасск. Это благодаря интересу к казачеству. В Старочеркасскую мы наших гостей не возили, потому что тогда еще не было прямой автомобильной дороги, чтобы туда добраться. Еще артисты благодаря своему сарафанному радио знали, что стоит побывать в Азове, где интересный музей и кафе, в котором делают по старинным рецептам сбитень и уху, а официанты – в костюмах петровской эпохи.
Бывали случаи, когда артисты просили повезти на склад, где можно было бы купить импортную одежду и дефицитные книги. Увы, но таких возможностей мы не имели.
– Были с кем-то еще из звезд, кроме Евгения Леонова, другие встречи, окрашенные личными эмоциями?
– С Сергеем Бондарчуком. Мы познакомились, когда он представлял здесь (сначала в Вёшенской, у Шолохова, потом – в Ростове) свою многострадальную картину «Они сражались за Родину». Почему многострадальную? Много сил на нее положил, тяжелейшие были съемки и организационно, и эмоционально. А потом еще люди из военного руководства страны нервы ему потрепали. Усмотрели идеологические ошибки: много о простых солдатах и почти ничего о тех, кто руководил военными операциями.
Ситуацию, как не раз бывало с хорошими советскими фильмами, спас Брежнев. Генсеку фильм понравился, его пустили в прокат.
Премьеру в Ростове предваряла творческая встреча с создателями картины. И так вышло, что через меня была скоординирована еще одна встреча Сергея Бондарчука, личная – с сыном от первого брака, который жил в Ростове и работал в университете.
А потом мы встретились с Сергеем Фёдоровичем вновь, когда он приезжал сюда, чтобы экранизировать чеховскую «Степь». Он спросил у меня, есть ли неподалеку подходящие природные места? Я порекомендовал – на отрезке между Новочеркасском и Багаевской. Не знаю, советовался ли он с кем-то еще, но съемки проходили именно там.
– Кто из кинозвезд произвел на Вас самое сильное впечатление?
– Николай Афанасьевич Крючков. Великолепный рассказчик, неистребимое жизнелюбие. Живая история кино. Воистину человек-легенда, человек-эпоха.
– Геннадий Михайлович, а Вам самому довелось попробовать, как это – сниматься в кино?
– Возможности участия как минимум в массовке были не раз, но не хватало времени. Да и, пожалуй, большого желания не было. Своя работа нравилась. Так что любил и люблю кино как зритель.
– Был в моей жизни такой памятный случай. Лето 1957 года, мне – 19 лет, я – киномеханик, работаю на паровозоремонтном заводе им. Ленина. В тот день отдыхал на ростовском пляже. Жара, иду за кружкой пива. Кто-то занимает за мной очередь, оборачиваюсь – и глазам не верю: артисты из фильмов, которые я недавно показывал. Евгений Леонов и Евгений Урбанский!
Не так еще много кинолент, где бы они сыграли. Никто, кроме меня, их не узнает, автограф не просят. Говорю, что очень рад увидеть киноартистов не только на экране, но и в жизни, у нас на Дону. Сообщаю, что знаком со всеми их работами в кино, потому что – киномеханик.
– Киномеханик – это замечательно, очень забавно, – улыбаются они.
Оказывается, только приехали в Ростов на гастроли с театром имени Станиславского.
Подходит их очередь, они заказывают по кружке пива и сушки, а у меня раки имеются – из дома. Предложение угоститься донскими раками им нравится.
Посидели, поговорили. В финале этой короткой встречи артисты пригласили меня побывать на их гастрольном спектакле. Так я вскоре еще раз встретился с Леоновым – зашел за обещанной контрамаркой.
Наше знакомство возобновилось в 1963 году. И снова – случайно. По линии обкома комсомола я поехал в командировку в Усть-Донецкий район. А там как раз шли съемки «Донской повести». И в главной роли – Евгений Леонов! Узнаю, что предстоит встреча зрителей с создателями картины. Можно ли такое пропустить?
Кроме Леонова в этой встрече из актеров участвовали еще замечательный Алексей Грибов и молодая красивая Людмила Чурсина.
Помню, Леонов сказал:
– Вон она какая высокая, а я – маленький, но играю ее мужа.
– Как же вместе сниматься будете?
– Вырою ямку, пусть становится в нее. Будет в кадре вровень со мной.
В третий раз встретиться с Леоновым довелось уже в 1980 году. Он был всенародно любимый артист, я работал замначальника областного Управления кинофикации.
– Помните киномеханика на ростовском пляже?
Мы пообщались. Чувствовалось, что, несмотря на всю его славу, Леонов все такой же: доброжелательный, человечный.
– Зрители любили творческие встречи с популярными артистами. Охотно ли артисты откликались на предложения о таких встречах?
– В целом – да. Если в Ростовской области проходили съемки какой-то картины, то нередко инициатива таких встреч шла от ее директора. В те годы кинопроцесс был более неспешный, во время киноэкспедиций у артистов могли возникать в графике «окна». Многие были не прочь использовать это время для небольшого приработка, выступая на творческих встречах.
– А рассказывают о сказочных по тем временам гонорарах…
– Это не про наш случай. У нас все было только по государственным ставкам. Минимальная ставка (для артиста, не имеющего званий) – 10 рублей. Для заслуженного артиста республики – чуть выше, для народного артиста республики – почти вдвое выше – 17 рублей, а для народного артиста СССР – целых 45! Плюс официальная надбавка «за мастерство».
– Проявленное во время творческой встречи?
– Как бы ни выступил – все равно получит. Встреча в среднем продолжалась минут сорок. Многие киноартисты на таких встречах читали стихи или прозу, пели, некоторые рассказывали веселые байки.
Народный артист СССР режиссер Сергей Герасимов, который особенно дорог нам экранизацией «Тихого Дона», от гонораров за творческие встречи отказывался. Писал на бухгалтерской ведомости: «Перечислить в детский дом».
Надо сказать, что часто мы организовывали такие творческие встречи и не дожидаясь, когда в Ростовскую область приедет очередная киноэкспедиция.
– При этом приходилось сталкиваться с капризами кинозвезд?
– Самый типичный каприз выражался в нежелании поселяться в двухместном гостиничном номере, хотя соседом предполагался не кто попало, а коллега.
– По нашей нынешней жизни кинозвезда в двухместном номере – это что-то из области ненаучной фантастики…
– А тогда – в порядке вещей. Артистам такой порядок не нравился, но я не помню случая, чтобы кто-то учинил на этой почве скандал. Обычно вежливо говорили, что нужно учить роли, это требует уединения, сосед по номеру будет мешать. Нет-нет, никаких соседей!
И мы старались изыскивать варианты если и двухместных номеров, то без подселения.
– Творческие встречи с киноартистами в те годы устраивались не только в кинотеатрах, дворцах или домах культуры, но и на предприятиях. На какие ехали с очевидным удовольствием?
– Очень высокие рейтинги были у таких, говоря современным языком, площадок, как завод шампанских вин, кондитерская фабрика, коньячный завод. При этом никто никогда не возражал против выступления на Ростсельмаше или том же Шахтинском хлопчатобумажном комбинате.
Вот от чего многие киноартисты отказывались наотрез, так это от дальних поездок по области. Поэтому «краем географии» у нас обычно бывала Целина, расположенная в ста сорока километрах от Ростова, но и туда ехать соглашались не все. В Целине мы проводили творческие встречи с участием Аллы Ларионовой, Всеволода Санаева, Кирилла Столярова, Людмилы Шагаловой.
– Артисты просили и для них самих устроить культурную программу, познакомить с донскими достопримечательностями?
– Прежде всего интересовал Таганрог как родина Чехова. И часто такие творческие встречи мы проводили в центральных кинотеатрах этого города. Другой популярный маршрут – в Новочеркасск. Это благодаря интересу к казачеству. В Старочеркасскую мы наших гостей не возили, потому что тогда еще не было прямой автомобильной дороги, чтобы туда добраться. Еще артисты благодаря своему сарафанному радио знали, что стоит побывать в Азове, где интересный музей и кафе, в котором делают по старинным рецептам сбитень и уху, а официанты – в костюмах петровской эпохи.
Бывали случаи, когда артисты просили повезти на склад, где можно было бы купить импортную одежду и дефицитные книги. Увы, но таких возможностей мы не имели.
– Были с кем-то еще из звезд, кроме Евгения Леонова, другие встречи, окрашенные личными эмоциями?
– С Сергеем Бондарчуком. Мы познакомились, когда он представлял здесь (сначала в Вёшенской, у Шолохова, потом – в Ростове) свою многострадальную картину «Они сражались за Родину». Почему многострадальную? Много сил на нее положил, тяжелейшие были съемки и организационно, и эмоционально. А потом еще люди из военного руководства страны нервы ему потрепали. Усмотрели идеологические ошибки: много о простых солдатах и почти ничего о тех, кто руководил военными операциями.
Ситуацию, как не раз бывало с хорошими советскими фильмами, спас Брежнев. Генсеку фильм понравился, его пустили в прокат.
Премьеру в Ростове предваряла творческая встреча с создателями картины. И так вышло, что через меня была скоординирована еще одна встреча Сергея Бондарчука, личная – с сыном от первого брака, который жил в Ростове и работал в университете.
А потом мы встретились с Сергеем Фёдоровичем вновь, когда он приезжал сюда, чтобы экранизировать чеховскую «Степь». Он спросил у меня, есть ли неподалеку подходящие природные места? Я порекомендовал – на отрезке между Новочеркасском и Багаевской. Не знаю, советовался ли он с кем-то еще, но съемки проходили именно там.
– Кто из кинозвезд произвел на Вас самое сильное впечатление?
– Николай Афанасьевич Крючков. Великолепный рассказчик, неистребимое жизнелюбие. Живая история кино. Воистину человек-легенда, человек-эпоха.
– Геннадий Михайлович, а Вам самому довелось попробовать, как это – сниматься в кино?
– Возможности участия как минимум в массовке были не раз, но не хватало времени. Да и, пожалуй, большого желания не было. Своя работа нравилась. Так что любил и люблю кино как зритель.