Как работает сегодня шахматный всеобуч в школах?

Григорий АТАЯНЦ – олимпийский чемпион по шахматной композиции, чемпион России по шахматной композиции в разделе многоходовых задач, мастер ФИДЕ.

В донских школах этот проект, напомним, начался намного раньше, чем в других регионах. Поначалу – как пилотный. Мы решили выяснить, не превратились ли сегодня школьные шахматы в бутафорию и профанацию? Может быть, их как факультатив ввели только на бумаге, для галочки в отчетах?

Разговор на эту тему мы решили начать с Пролетарска. Именно здесь живет олимпийский чемпион по шахматной композиции, чемпион России по шахматной композиции в разделе многоходовых задач, мастер ФИДЕ Григорий АТАЯНЦ. Он много лет дает ребятам шахматные уроки в обычной школе и ДЮСШ. У воспитанников Григория Сергеевича шахматы превратились в любимый урок. Самые запутанные задачки на черно-белых полях его ребята щелкают как орешки.

 

Дело добровольное и не очень

В день нашего приезда Атаянц как главный судья проводил в шахматном зале Пролетарской ДЮСШ международный турнир по шахматной композиции. Пятнадцатый уже по счету! 

– Эти соревнования проводятся сегодня в 32 странах по трем категориям, – уточнил Григорий Сергеевич. – В Пролетарске соревнование проходит по третьей категории. Участвуют ребята 2006 года рождения и младше из Ростовской области.

Для развития мышления решение шахматных задач очень полезно, так как даёт творческий рост, учит детей рассудительности. 

У детей, которые без принудиловки и увлеченно играют в шахматы, как правило, результаты учебы на порядок выше, чем у сверстников.

Явными фаворитами турнира в Пролетарске были гостья из Волгодонска серебряный медалист первенства ЮФО по шахматной композиции Катя Кирдяшкина и бронзовый призёр первенства ЮФО ростовчанин Потап Орлов.

– На этот раз безошибочно решить все 6 заданий не смог никто, – комментирует Григорий Атаянц. – Катя в третьей двухходовке указала решением ложный след, а Потап ошибся при решении второй двухходовки. Всё решил фотофиниш.

Потап сдал бланк с решениями на 10 секунд раньше Кати, и поэтому ему присуждено первое место. 

Потап, не скрою, приятно удивил: он решал задания в уме по диаграммам, не расставляя фигуры на доску. У этого мальчика большое шахматное будущее. Талант и трудолюбие просматриваются сразу.

– Всеобуч в начальных классах помогает открыть таких ребят?

– Я работаю тренером по шахматам в ДЮСШ 8 лет. Тренерская работа, замечу, отличается от работы организатора всеобуча. Тренер ставит перед собой цель подготовить спортсмена-разрядника, нацеленного на результат. Занятие шахматами в ДЮСШ являются добровольными. Воспитанник не несёт ответственности за пропуск занятий. Кроме разве что поучения со стороны тренера. В то же время шахматный всеобуч – учебная дисциплина. Школьника обязывают изучать шахматы и находиться на занятии согласно расписанию уроков. Как тренер и шахматист с 60-летним стажем, я заинтересован, чтобы всеобуч развивался на полную катушку, и ко мне на отделение шахмат ДЮСШ приходили школьники, уже получившие навыки игры.

– А Вы сами когда научились играть?

– Лет в пять. Наблюдал за игрой взрослых. Да и научился. Дальше самостоятельно изучил теорию игры по книгам и шахматным журналам, увлёкся шахматной композицией. Еще будучи школьником, публиковал свои задачи в журналах. Помню, за публикацию моей двухходовой шахматной задачи в журнале «Техника молодёжи» мне прислали 10 рублей гонорара. Немалая сумма для советского школьника! Занятие шахматами помогло мне без особых усилий усвоить общую теорию радиотехники – по этой дисциплине я окончил Таганрогский радиотехнический институт. Когда стал инженером-конструктором, пригодился опыт работы над схемами шахматных задач для создания электронных схем.


Важно участие, а не только победа

– Шахматный всеобуч в донских школах, как Вы считаете, на хорошем уровне?

– Скажем иначе: уровень постепенно растет. Чтобы он был значительно выше, нужны три составляющие: внимание со стороны руководящих органов, хорошие специалисты в области шахмат, умеющие работать с детьми, и достаточное финансирование. Считаю, что на уровне первого и второго классов следует проводить один урок шахмат в неделю – чтобы познакомить детей с шахматами, обучить их основным понятиям и правилам игры. Дети, желающие получить более объёмные знания, вполне могут заниматься дополнительно.

– В спортивных кругах обычно делают упор на результат, выраженный в кубках, вымпелах, призах. Но школьные шахматы, если они не профанация, все-таки другая история…

– Не согласен, что другая! У детей, которые без принудиловки и увлеченно играют в шахматы, как правило, результаты учебы на порядок выше, чем у сверстников. Спортивную составляющую шахмат в школе надо всячески поощрять! Важно только стремиться к тому, чтобы у ребят не было слёз и обид от поражений. Должен работать олимпийский девиз: важно участие, а не только победа.

Приятно, что интеллектуальные единоборства, как и в годы моей юности, вновь набирают популярность среди молодёжи. Подрастает поколение настоящих шахматистов. Некоторые из них обязательно станут работать с детьми. Мой воспитанник Константин Рягузов сейчас учится в вузе в Ростове-на-Дону. На каникулах приходил в ДЮСШ и с удовольствием помогал мне проводить занятия. Если такие молодые люди вольются в ряды тех, кто проводит школьный всеобуч по шахматам, будет реальное движение вперёд.


В зависимости от энтузиаста

– Пока же в сельских районах всеобуч по шахматам, на мой взгляд, не набрал достаточного темпа. Например, в положении о проведении Гран-при по быстрым шахматам среди учащихся Ростовской области в четвёртой зоне указаны девять районов, но реально участвуют в соревнованиях школьники только трёх – Сальского, Пролетарского и Песчанокопского. А где ещё можно проверить себя школьнику-шахматисту, как не в этих хорошо организованных соревнованиях? Большую работу среди юных шахматистов проводят ветераны шахмат: в Сальском районе – Анатолий Китаев, в Песчанокопском – Владимир Подлесный. Получается, что участие в соревновании талантливых юных шахматистов зависит от конкретных людей-энтузиастов. Разве это правильно?

Некоторые родители и даже учителя, знаю, пока не приветствуют игру в шахматы среди детей. Они считают, что шахматы отвлекают их от уроков. Это ошибочное мнение. И они это поймут. Лишь бы не чинили препятствий проекту шахматного всеобуча! Нужно понимать, что шахматы – не просто способ проведения досуга. Это занятие помогает формировать логическое, стратегическое мышление. Многовековая история шахмат доказывает, что у людей, увлеченных этой игрой, гораздо больше шансов стать успешными. А успешная, талантливая молодежь – будущее страны. «Наше время», а я давний читатель газеты, уже много лет занимается популяризацией шахмат в донском регионе. Мы, ветераны шахмат, люди, давно работающие с детьми, ждём притока молодых, энергичных и талантливых людей, которые ускорят развитие шахматного всеобуча в нужном направлении... 

Сообщайте по телефону редакции «НВ» 240-29-79 (e-mail: sipetinvalery@gmail.com) адреса, где шахматный всеобуч успешно развивается, а где, напротив, по разным причинам пробуксовывает. Озвучивайте свои идеи и предложения! Тему мы обязательно продолжим.