Дата публикации:
22 сен 2023 г.
22 сентября в Ростове-на-Дону завершается программа фестиваля искусств «Чистое поле». В ней были представлены художественные выставки, кинопоказы, концерты и спектакли, подготовленные силами местного творческого сообщества. О том, как современное искусство вписывается в жизнь южного мегаполиса, мы поговорили с главным организатором фестиваля директором АНО «ИНГУП», поэтом и журналистом Владимиром Козловым.
4529
– Владимир, какой была сверхзадача «Чистого поля»?
– Наша идея – создать под этим названием крупный фестиваль, который бы регулярно проходил в Ростове-на-Дону. Он должен быть известен по всей России, чтобы сделать наш город заметнее на карте культурных событий страны. У фестиваля есть особенность – он обращается к разным видам искусств – музыке, живописи и театральным постановкам. За две недели у нас состоялись презентации нескольких книг, дискуссии, открытые лекции и поэтические чтения. Все это сделано силами региональных деятелей культуры и искусства, с которыми мы работаем в рамках проекта «Арт-окраина».
Перед фестивалем мы создали лекторий в Телеграм-канале, посвященный культурной жизни региона, провели большой цикл интервью с деятелями культуры. Там красной нитью проходила мысль, что Ростову-на-Дону нужен крупный культурный проект, который объединит наши ресурсы и позволит создавать нечто интересное для широкой аудитории города.
Другие регионы активно используют культуру для собственного развития и продвижения, а Ростов-на-Дону пока этим похвастаться не может. Мы хотим, чтобы наш город был виднее и ярче, поэтому есть воля и желание проводить фестиваль «Чистое поле» и дальше.
– Казалось бы, в культурной повестке региона столько событий – какого искусства не хватает народу?
– У нас разные виды творчества зачастую отделены друг от друга, а представители одной сферы не всегда знают, что происходит в другой. В регионе проходят культурные события, но есть ниша для крупного мероприятия, которое связано с широким фронтом искусства. Можно заинтересовать музыкантов, театралов и художников сделать что-то непосредственно по теме этого фестиваля и показать такие произведения, которые до нашей провинции, как правило, не доходят.
Чтобы наш фестиваль не распадался, мы выбрали три тематических направления. Первое – культурная идентичность российской окраины, которой, по сути, является и наш регион. Окраина – всегда вызов для художника, культурная среда, которую нужно создать с чистого листа. Этот образ и раскрывается в названии фестиваля – «Чистое поле», его будут обживать и заполнять деятели культуры. В такой ситуации находится не только наш регион, значит, этим опытом можно обмениваться.
Второе направление – художник в современном мире и его выживание в этом качестве. Это непростое дело, нужно размышлять об этом и изучать проектирование в сфере искусства. Третья тема – диалог культур и культура диалога – то, что сейчас проходит испытание мировыми событиями. Границы становятся все более глухими, запретов появляется все больше, культура диалога явно страдает. Искусство должно отстаивать эти принципы, потому что оно невозможно без диалога – это его воздух и пространство. Заявлять об этом сейчас мы считаем крайне необходимым.
– Наш город сильно недооценивает свое собственное культурное наследие. Одной из ключевых идей, заложенных в концепцию фестиваля «Чистое поле», – стремление сделать так, чтобы Ростов-на-Дону обернулся к самому себе, к своей культуре, истории, искусству.
В целом ряде регионов процессы, связанные с локальной культурой и просвещением, идут очень активно. Например, в Воронеже проходит Платоновский фестиваль искусств, а в Екатеринбурге – Индустриальное биеннале современного искусства, в Перми – Дягилевский фестиваль. Существует немало мест, где культура работает на развитие региона и реализуется уже совершенно на другом уровне, чем у нас. Там, где происходят эти культурные прорывы, власть и капитал начинают по-другому смотреть на искусство. И конечно, в Ростове-на-Дону это тоже должно происходить – у нас такой «смычки» еще не произошло.
Но «Чистое поле» сделано сообществом, а не просто командой организаторов. Это уже коллективное действие, нечто серьезное и оно может быть еще более масштабным. Мероприятий, гостей и публики может быть больше, резонанс сильнее, а если это будет происходить
20 лет подряд, то через это время вы не узнаете наш регион.
– Те, кто сегодня предоставляют площадки под мероприятия современного искусства, готовы заниматься этим делом так долго?
– Я благодарен всем, кто принимал фестиваль «Чистое поле» на своих площадках. Среди них были Донская государственная публичная библиотека, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, лофт-пространство «Библиотека», культурное пространство «Циферблат», «Арт-базар», среди новых площадок назову арт-студию Underground, где проходило большинство мероприятий. Площадок может быть еще больше – мне нравится такая модель, когда фестиваль – это повод сделать что-то самим. Тогда любое сообщество, которое разделяет фестивальный замысел, заявляет свое мероприятие в его рамках. В Милане так проходит знаменитая мебельная выставка iSaloni, когда чуть ли не каждый магазин или дизайн-студия в это время делают свое мероприятие. Есть организаторы выставки, но на самом деле ее проводит весь город. Идеальная модель фестиваля – когда мы объявляем «Чистое поле», и три недели Ростов-на-Дону зажигает, кто во что горазд. Если у нас когда-нибудь будет так – это будет очень полезно для города.
– Чем замечательны и интересны гости «Чистого поля»?
– Хотя художник Владимир Мигачев живет в Краснодаре, на самом деле это – российская величина. Его работы находятся во многих галереях страны, он принимает участие во всех основных выставках современного искусства в России, но в Ростове-на-Дону никогда не выставлялся. Нам очень повезло, что удалось заманить художника такого уровня на первый же фестиваль.
У нас состоялся концерт Ярослава Борисова и импровизационного трио duso из Воронежа. Ярослав учился в Америке, поездил по фестивалям, у него несколько своих коллективов, а на фестивале был представлен экспериментальный проект «График звука». В замысле – техника озвучивания шедевров мирового визуального искусства.
Еще один специальный гость фестиваля – поэт национального масштаба Вячеслав Куприянов. Одним из первых он вел борьбу за верлибр еще в советской поэзии, но и сейчас в очень хорошей форме, работает на высоком уровне как переводчик, поэт и прозаик.
Хореограф Анна Кравченко когда-то получала образование в Ростове-на-Дону, потом училась во Франции, а теперь у нее своя студия в Санкт-Петербурге. Она привезла на «Чистое поле» проект, презентация которого проходила на последней Уральской биеннале. Это танцевальный спектакль под названием «Лики», который продолжился общением с публикой.
Ростовчанка Ирина Чуднова – поэт, которая последние 30 лет живет в Пекине и работает в китайском издательстве. Фестиваль для нее стал поводом навестить родину. Она рассказывала, как устроен литературный мир Китая, читала стихи – и это было очень интересно.
– Современное искусство делает упор на зрелищность. Как сделать привлекательными для широкой аудитории поэтические чтения?
– Я считаю, что чтение хорошим автором своих стихов – совершенно самодостаточное явление. Иногда автора невозможно понять, пока не услышишь, как он читает свои стихи. Это важный фактор коммуникации, понимания автора и связи с ним. Поэтому обязательно должен оставаться формат чтений в чистом виде. Но нужно искать и другие формы, хотя просто театральщина и самодеятельность меня не устраивают. Если оставаться в зоне искусства, то к поэтическим чтениям нужно относиться как к перформативному искусству, работать с разными художниками и смотреть, что из этого можно сделать. Я лично такой поиск веду, на фестивале я презентовал свою книгу стихов – и это был новый формат, в котором принимали участие VJ Нейрофорест, поэт и музыкант Сергей Толстов, театр пластических новелл «Дом», музыкант Евгений Водолазов, прекрасная певица и музыкант Оксана Ференчук. Это была первая попытка изменить формат классической презентации, мне кажется, что она удалась. Разные формы дают больше ракурсов, взглядов на материал. Но ко всему, что происходит на сцене, надо относиться как к событию, которое продумывается автором «от и до». Как писал Борис Гройс, наша культура создает уже не произведение искусства, а собственно событие.
Произведение искусства является частью события, и если события нет, то оно сразу поступает в архив...
– Наша идея – создать под этим названием крупный фестиваль, который бы регулярно проходил в Ростове-на-Дону. Он должен быть известен по всей России, чтобы сделать наш город заметнее на карте культурных событий страны. У фестиваля есть особенность – он обращается к разным видам искусств – музыке, живописи и театральным постановкам. За две недели у нас состоялись презентации нескольких книг, дискуссии, открытые лекции и поэтические чтения. Все это сделано силами региональных деятелей культуры и искусства, с которыми мы работаем в рамках проекта «Арт-окраина».
Перед фестивалем мы создали лекторий в Телеграм-канале, посвященный культурной жизни региона, провели большой цикл интервью с деятелями культуры. Там красной нитью проходила мысль, что Ростову-на-Дону нужен крупный культурный проект, который объединит наши ресурсы и позволит создавать нечто интересное для широкой аудитории города.
Другие регионы активно используют культуру для собственного развития и продвижения, а Ростов-на-Дону пока этим похвастаться не может. Мы хотим, чтобы наш город был виднее и ярче, поэтому есть воля и желание проводить фестиваль «Чистое поле» и дальше.
– Казалось бы, в культурной повестке региона столько событий – какого искусства не хватает народу?
– У нас разные виды творчества зачастую отделены друг от друга, а представители одной сферы не всегда знают, что происходит в другой. В регионе проходят культурные события, но есть ниша для крупного мероприятия, которое связано с широким фронтом искусства. Можно заинтересовать музыкантов, театралов и художников сделать что-то непосредственно по теме этого фестиваля и показать такие произведения, которые до нашей провинции, как правило, не доходят.
Чтобы наш фестиваль не распадался, мы выбрали три тематических направления. Первое – культурная идентичность российской окраины, которой, по сути, является и наш регион. Окраина – всегда вызов для художника, культурная среда, которую нужно создать с чистого листа. Этот образ и раскрывается в названии фестиваля – «Чистое поле», его будут обживать и заполнять деятели культуры. В такой ситуации находится не только наш регион, значит, этим опытом можно обмениваться.
Второе направление – художник в современном мире и его выживание в этом качестве. Это непростое дело, нужно размышлять об этом и изучать проектирование в сфере искусства. Третья тема – диалог культур и культура диалога – то, что сейчас проходит испытание мировыми событиями. Границы становятся все более глухими, запретов появляется все больше, культура диалога явно страдает. Искусство должно отстаивать эти принципы, потому что оно невозможно без диалога – это его воздух и пространство. Заявлять об этом сейчас мы считаем крайне необходимым.
– Наш город сильно недооценивает свое собственное культурное наследие. Одной из ключевых идей, заложенных в концепцию фестиваля «Чистое поле», – стремление сделать так, чтобы Ростов-на-Дону обернулся к самому себе, к своей культуре, истории, искусству.
В целом ряде регионов процессы, связанные с локальной культурой и просвещением, идут очень активно. Например, в Воронеже проходит Платоновский фестиваль искусств, а в Екатеринбурге – Индустриальное биеннале современного искусства, в Перми – Дягилевский фестиваль. Существует немало мест, где культура работает на развитие региона и реализуется уже совершенно на другом уровне, чем у нас. Там, где происходят эти культурные прорывы, власть и капитал начинают по-другому смотреть на искусство. И конечно, в Ростове-на-Дону это тоже должно происходить – у нас такой «смычки» еще не произошло.
Но «Чистое поле» сделано сообществом, а не просто командой организаторов. Это уже коллективное действие, нечто серьезное и оно может быть еще более масштабным. Мероприятий, гостей и публики может быть больше, резонанс сильнее, а если это будет происходить
20 лет подряд, то через это время вы не узнаете наш регион.
– Те, кто сегодня предоставляют площадки под мероприятия современного искусства, готовы заниматься этим делом так долго?
– Я благодарен всем, кто принимал фестиваль «Чистое поле» на своих площадках. Среди них были Донская государственная публичная библиотека, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, лофт-пространство «Библиотека», культурное пространство «Циферблат», «Арт-базар», среди новых площадок назову арт-студию Underground, где проходило большинство мероприятий. Площадок может быть еще больше – мне нравится такая модель, когда фестиваль – это повод сделать что-то самим. Тогда любое сообщество, которое разделяет фестивальный замысел, заявляет свое мероприятие в его рамках. В Милане так проходит знаменитая мебельная выставка iSaloni, когда чуть ли не каждый магазин или дизайн-студия в это время делают свое мероприятие. Есть организаторы выставки, но на самом деле ее проводит весь город. Идеальная модель фестиваля – когда мы объявляем «Чистое поле», и три недели Ростов-на-Дону зажигает, кто во что горазд. Если у нас когда-нибудь будет так – это будет очень полезно для города.
– Чем замечательны и интересны гости «Чистого поля»?
– Хотя художник Владимир Мигачев живет в Краснодаре, на самом деле это – российская величина. Его работы находятся во многих галереях страны, он принимает участие во всех основных выставках современного искусства в России, но в Ростове-на-Дону никогда не выставлялся. Нам очень повезло, что удалось заманить художника такого уровня на первый же фестиваль.
У нас состоялся концерт Ярослава Борисова и импровизационного трио duso из Воронежа. Ярослав учился в Америке, поездил по фестивалям, у него несколько своих коллективов, а на фестивале был представлен экспериментальный проект «График звука». В замысле – техника озвучивания шедевров мирового визуального искусства.
Еще один специальный гость фестиваля – поэт национального масштаба Вячеслав Куприянов. Одним из первых он вел борьбу за верлибр еще в советской поэзии, но и сейчас в очень хорошей форме, работает на высоком уровне как переводчик, поэт и прозаик.
Хореограф Анна Кравченко когда-то получала образование в Ростове-на-Дону, потом училась во Франции, а теперь у нее своя студия в Санкт-Петербурге. Она привезла на «Чистое поле» проект, презентация которого проходила на последней Уральской биеннале. Это танцевальный спектакль под названием «Лики», который продолжился общением с публикой.
Ростовчанка Ирина Чуднова – поэт, которая последние 30 лет живет в Пекине и работает в китайском издательстве. Фестиваль для нее стал поводом навестить родину. Она рассказывала, как устроен литературный мир Китая, читала стихи – и это было очень интересно.
– Современное искусство делает упор на зрелищность. Как сделать привлекательными для широкой аудитории поэтические чтения?
– Я считаю, что чтение хорошим автором своих стихов – совершенно самодостаточное явление. Иногда автора невозможно понять, пока не услышишь, как он читает свои стихи. Это важный фактор коммуникации, понимания автора и связи с ним. Поэтому обязательно должен оставаться формат чтений в чистом виде. Но нужно искать и другие формы, хотя просто театральщина и самодеятельность меня не устраивают. Если оставаться в зоне искусства, то к поэтическим чтениям нужно относиться как к перформативному искусству, работать с разными художниками и смотреть, что из этого можно сделать. Я лично такой поиск веду, на фестивале я презентовал свою книгу стихов – и это был новый формат, в котором принимали участие VJ Нейрофорест, поэт и музыкант Сергей Толстов, театр пластических новелл «Дом», музыкант Евгений Водолазов, прекрасная певица и музыкант Оксана Ференчук. Это была первая попытка изменить формат классической презентации, мне кажется, что она удалась. Разные формы дают больше ракурсов, взглядов на материал. Но ко всему, что происходит на сцене, надо относиться как к событию, которое продумывается автором «от и до». Как писал Борис Гройс, наша культура создает уже не произведение искусства, а собственно событие.
Произведение искусства является частью события, и если события нет, то оно сразу поступает в архив...