Дата публикации:
13 окт 2023 г.
Леонид Попович долгое время возглавлял Союз виноградарей и виноделов России. С августа прошлого года он является директором Всемирной организации винного туризма по России. С Леонидом Львовичем мы ведем разговор о развитии такого пока непривычного для нас дела как энотуризм
5420
– В Ростовской области винный туризм только начинается. Какими вам видятся его горизонты?
– Давайте разложим по косточкам.
– А давайте.
– Так вот, базовым для винного туризма является наличие большой или маленькой винодельни. По количеству их в Ростовской области чуть больше десяти. А таких, что с точки зрения винного туризма достигли серьезного уровня, не назову. Некоторые виноделы считают, что энотуризм – это когда люди приехали на винодельню, услышали рассказ технолога или агронома о сортах винограда, производстве вина, попробовали это вино, зашли в винный магазин, расположенный на территории винодельни, купили пару бутылок и благополучно уехали.
– В принципе, практически все винодельни так и работают с энотуристами.
– Но на самом деле это только первый шаг в сторону винного туризма. Для начала нужно научиться считать винных туристов. Увы, никто этого не делает. Считают покупателей в магазине. Это во-первых. Во-вторых, для того, чтобы принимать винных туристов, на винодельне должен быть гид. Тот, кто 24/7 готов встречать людей. Ему при этом не надо бросать переработку винограда, которая важна, и бежать к гостям. Что еще важно. Для того чтобы принимать туристов, винодельням нужно иметь либо свою гостиницу, либо гостиницу поблизости. Потому что винные туристы после дегустации должны отдыхать. Пока такого еще нет. Все на ходу. В хуторе Арпачин, к примеру, хорошо принимают винных туристов, но гостевые домики только строят. В «Винодельне Ведерниковъ» есть поблизости две гостиницы. И они сейчас ведут переговоры с руководством гостиниц о сотрудничестве. В-третьих, туристам, помимо заезда на винодельню, надо предлагать что-то еще. Скажем, недалеко от «Винодельни Ведерниковъ» расположен хутор Старозолотовский, где есть что показать туристам. Я знаю, что винные туристы заезжают туда, а затем посещают винодельню или наоборот. Но… Нет системности. Когда такие поездки станут системой, тогда можно будет говорить о том, что винный туризм в области начал продвигаться.
– Винные туристические дороги условно на карте прочерчены, и по ним как по дорогам проехать можно, но это ничего не значит. Винные дороги становятся винными, когда по ним начинают регулярно ездить энотуристы из винодельни в винодельню. И когда пыль на этих дорогах утоптана энотуристами, вот тогда они становятся по-настоящему винными дорогами. А сегодня такие дороги как бы объявлены и у них есть неплохие объекты, но не пылят по этим дорогам винные туристы.
Винные дороги Ростовской области представлены на всевозможных конкурсах. Это все замечательно. Есть даже путеводитель по винным дорогам Боспорского царства. Прекрасный путеводитель! С винодельнями, различными объектами инфраструктуры. Ну и что? По этим маршрутам туристы не ездят. Они приезжают на те винодельни, те объекты, которые там перечислены. Но это же не значит, что указанные объекты, сама дорога всех объединяет. Она их объединяет на бумаге, а в жизни, чтобы все это произошло, требуются огромные усилия туроператоров для привлечения туристов. У нас же на сегодняшний день соотношение примерно такое: процентов 70 винных туристов на туристические объекты приезжают самостоятельно. И в лучшем случае 30 % – смею вас заверить, цифру завысил – туда приезжают организованно. Слава богу, что так приезжают.
– Это само собой. Но мы еще не дошли с вами до светлого будущего винного туризма.
– Что это такое?
– Это когда винный туризм у какого-то предприятия – производителя вина или винодельни – превращается в бизнес. Сегодня мы во многом рассматриваем энотуристов как некую замену маркетинга. Когда спрашиваешь производителя вина, что вам приносит винный туризм, получаешь, причем от многих, ответ: самое главное, что приехали, узнали о нас, вино купили. В некоторых винодельнях мечтают, чтобы все вино, которое они производят, у них покупали туристы. Вот когда это произойдет, тогда можно будет говорить о винном туризме как о бизнесе. Он будет приносить доход, прибыль. А пока это все эпизодические вещи. Сегодня винному туризму нужна помощь региональной власти. Потому что туристы приносят деньги не только винодельне, но и в конечном итоге казне региона. Она тоже от энотуризма пополняется. И, с моей точки зрения, любой регион сегодня заинтересован в том, чтобы приезжало как можно больше разных туристов. Для этого нужна туристическая реклама региона. И, в этой общей туристической рекламе должно находиться место и для рекламы эногастрономического туризма. Чтобы на туристических выставках, ярмарках эногастрономический туризм высвечивался, чтобы Дон звучал.
– В последнее время звучит.
– Звучит. Но хочется, чтобы он звучал еще громче, еще сильнее, веселее.
– В масштабах страны одним из примеров организации энотуризма является Абрау-Дюрсо. Там все продумано, вплоть до мелочей.
– В Абрау-Дюрсо энотуризмом занимаются 15 лет. Кто в Ростовской области занимается 15 лет созданием инфраструктуры для туристов? Никто. В лучшем случае этим начали заниматься два-три года назад.
– Сейчас вопросам энотуризма стали больше уделять внимания в областном минсельхозе.
– Это замечательно! На самом деле подготовка и выстраивание винного туризма состоит из огромного числа мелочей. Как я уже сказал, 70 % винных туристов приезжают на винодельни самостоятельно. Скорее всего, они приезжают на автотранспорте. И, наверное, первое, что должно быть у всех виноделов, это удобная автостоянка. Чтобы мог подъехать к винодельне как легковой транспорт, так и автобус, чтобы ему было где развернуться, а не корячиться где-то на дороге, пока развернется. Мелочь? Я бы на месте ответственных людей в районной администрации взял бы и провел анализ наличия транспортных площадок. И помог бы виноделам их построить. Потому что эти площадки располагаются и внутри муниципалитетов. Или взять туалеты. Люди приезжают, им после длительной дороги нужно руки помыть. Во всех винодельнях туалеты есть, но идти к ним зачастую надо полкилометра. Потому что большинство таких туалетов сделаны не для туристов. Туалеты надо устанавливать в удобном месте, рядом с той же автостоянкой.
Или еще. В магазинах, где туристы покупают винную продукцию, должны быть специальные короба с ручками, для удобства. Чтобы в них можно было поместить от 2 до 6 бутылок, к примеру. Да еще и с рекламой того места, где турист побывал. Поэтому когда такие мелочи появляются, «Винный гид» замечает их: о, какие-то штрихи цивилизации в работе виноделов появились!
И еще раз повторю: должны быть гиды. Винные дороги есть. Но не хватает человека, который бы занимался движением туристов по винному маршруту. Может, он должен работать в туристической отрасли или минсельхозе, какой-нибудь автономной организации. Возможно, такой человек есть. Но тогда он не так интенсивно занимается своим делом, если мы с вами его не знаем. В любом случае должен кто-то работать, чтобы это направление туризма раскручивать. Первую часть сделали: проложили винный маршрут, сняли ролик, показали, как по нему двигаться. Теперь вторая часть – добиться, чтобы по этой дороге ходили. А для этого нужен человек, который должен управлять этим эногастрономическим туризмом в регионе и получать зарплату. Если такой человек появится, поверьте мне, сдвинется очень многое.
– Сегодня есть движение в сторону развития энотуризма. В области проходят традиционно фестивали виноградарей и виноделов, появляются новые точки эногастрономических фестивалей. Работают над привлечением энотуристов и винодельни. К примеру, в «Эльбузд» придумали свой маршрут выходного дня винных туристов – бесплатную поездку в винодельню с экскурсией.
– Это и есть начало на пути к светлому будущему, о котором я говорил выше. Можно просто аплодировать!
– С каким регионом вы бы сравнили винный туризм Ростовской области?
– С Краснодарским краем. В Краснодарском крае по развитию винного туризма ушли намного дальше, чем Ростовская область. Там, кроме Абрау-Дюрсо, есть винодельни, которые производят вина не намного больше, а может, даже и меньше, чем те же «Цимлянские вина». Они такого же уровня, как донские винодельни «Эльбузд», «Ведерниковъ», «Вилла Звезда». Но там эногастротуризму уделяется больше внимания, времени, и появляется больше возможностей. Поэтому надо догонять Краснодарский край. Там все прекрасно. Крым… В Крыму в вопросах эногастрономического туризма недалеко ушли от Ростовской области. Кроме, может быть, Винного парка и малых виноделен вокруг села Родного. Не следует сравнивать область с зарубежным энотуризмом. Сравнивать надо с соседями: Краснодарским краем, Крымом. И, кстати, надо жить с ними в кооперации – винные дороги не признают границ.
– Давайте разложим по косточкам.
– А давайте.
– Так вот, базовым для винного туризма является наличие большой или маленькой винодельни. По количеству их в Ростовской области чуть больше десяти. А таких, что с точки зрения винного туризма достигли серьезного уровня, не назову. Некоторые виноделы считают, что энотуризм – это когда люди приехали на винодельню, услышали рассказ технолога или агронома о сортах винограда, производстве вина, попробовали это вино, зашли в винный магазин, расположенный на территории винодельни, купили пару бутылок и благополучно уехали.
– В принципе, практически все винодельни так и работают с энотуристами.
– Но на самом деле это только первый шаг в сторону винного туризма. Для начала нужно научиться считать винных туристов. Увы, никто этого не делает. Считают покупателей в магазине. Это во-первых. Во-вторых, для того, чтобы принимать винных туристов, на винодельне должен быть гид. Тот, кто 24/7 готов встречать людей. Ему при этом не надо бросать переработку винограда, которая важна, и бежать к гостям. Что еще важно. Для того чтобы принимать туристов, винодельням нужно иметь либо свою гостиницу, либо гостиницу поблизости. Потому что винные туристы после дегустации должны отдыхать. Пока такого еще нет. Все на ходу. В хуторе Арпачин, к примеру, хорошо принимают винных туристов, но гостевые домики только строят. В «Винодельне Ведерниковъ» есть поблизости две гостиницы. И они сейчас ведут переговоры с руководством гостиниц о сотрудничестве. В-третьих, туристам, помимо заезда на винодельню, надо предлагать что-то еще. Скажем, недалеко от «Винодельни Ведерниковъ» расположен хутор Старозолотовский, где есть что показать туристам. Я знаю, что винные туристы заезжают туда, а затем посещают винодельню или наоборот. Но… Нет системности. Когда такие поездки станут системой, тогда можно будет говорить о том, что винный туризм в области начал продвигаться.
Эх, дороги...
– В Краснодарском крае разработали винные дороги, по котором возят энотуристов. Чего не хватает донским винным дорогам?– Винные туристические дороги условно на карте прочерчены, и по ним как по дорогам проехать можно, но это ничего не значит. Винные дороги становятся винными, когда по ним начинают регулярно ездить энотуристы из винодельни в винодельню. И когда пыль на этих дорогах утоптана энотуристами, вот тогда они становятся по-настоящему винными дорогами. А сегодня такие дороги как бы объявлены и у них есть неплохие объекты, но не пылят по этим дорогам винные туристы.
Винные дороги Ростовской области представлены на всевозможных конкурсах. Это все замечательно. Есть даже путеводитель по винным дорогам Боспорского царства. Прекрасный путеводитель! С винодельнями, различными объектами инфраструктуры. Ну и что? По этим маршрутам туристы не ездят. Они приезжают на те винодельни, те объекты, которые там перечислены. Но это же не значит, что указанные объекты, сама дорога всех объединяет. Она их объединяет на бумаге, а в жизни, чтобы все это произошло, требуются огромные усилия туроператоров для привлечения туристов. У нас же на сегодняшний день соотношение примерно такое: процентов 70 винных туристов на туристические объекты приезжают самостоятельно. И в лучшем случае 30 % – смею вас заверить, цифру завысил – туда приезжают организованно. Слава богу, что так приезжают.
Светлое будущее энотуризма
– Какой, скажем так, должна быть наполняемость этих маршрутов винными туристами? Наверное, у каждой винодельни, куда едет турист, должна быть своя, запоминающаяся история.– Это само собой. Но мы еще не дошли с вами до светлого будущего винного туризма.
– Что это такое?
– Это когда винный туризм у какого-то предприятия – производителя вина или винодельни – превращается в бизнес. Сегодня мы во многом рассматриваем энотуристов как некую замену маркетинга. Когда спрашиваешь производителя вина, что вам приносит винный туризм, получаешь, причем от многих, ответ: самое главное, что приехали, узнали о нас, вино купили. В некоторых винодельнях мечтают, чтобы все вино, которое они производят, у них покупали туристы. Вот когда это произойдет, тогда можно будет говорить о винном туризме как о бизнесе. Он будет приносить доход, прибыль. А пока это все эпизодические вещи. Сегодня винному туризму нужна помощь региональной власти. Потому что туристы приносят деньги не только винодельне, но и в конечном итоге казне региона. Она тоже от энотуризма пополняется. И, с моей точки зрения, любой регион сегодня заинтересован в том, чтобы приезжало как можно больше разных туристов. Для этого нужна туристическая реклама региона. И, в этой общей туристической рекламе должно находиться место и для рекламы эногастрономического туризма. Чтобы на туристических выставках, ярмарках эногастрономический туризм высвечивался, чтобы Дон звучал.
– В последнее время звучит.
– Звучит. Но хочется, чтобы он звучал еще громче, еще сильнее, веселее.
– В масштабах страны одним из примеров организации энотуризма является Абрау-Дюрсо. Там все продумано, вплоть до мелочей.
– В Абрау-Дюрсо энотуризмом занимаются 15 лет. Кто в Ростовской области занимается 15 лет созданием инфраструктуры для туристов? Никто. В лучшем случае этим начали заниматься два-три года назад.
– Сейчас вопросам энотуризма стали больше уделять внимания в областном минсельхозе.
– Это замечательно! На самом деле подготовка и выстраивание винного туризма состоит из огромного числа мелочей. Как я уже сказал, 70 % винных туристов приезжают на винодельни самостоятельно. Скорее всего, они приезжают на автотранспорте. И, наверное, первое, что должно быть у всех виноделов, это удобная автостоянка. Чтобы мог подъехать к винодельне как легковой транспорт, так и автобус, чтобы ему было где развернуться, а не корячиться где-то на дороге, пока развернется. Мелочь? Я бы на месте ответственных людей в районной администрации взял бы и провел анализ наличия транспортных площадок. И помог бы виноделам их построить. Потому что эти площадки располагаются и внутри муниципалитетов. Или взять туалеты. Люди приезжают, им после длительной дороги нужно руки помыть. Во всех винодельнях туалеты есть, но идти к ним зачастую надо полкилометра. Потому что большинство таких туалетов сделаны не для туристов. Туалеты надо устанавливать в удобном месте, рядом с той же автостоянкой.
Или еще. В магазинах, где туристы покупают винную продукцию, должны быть специальные короба с ручками, для удобства. Чтобы в них можно было поместить от 2 до 6 бутылок, к примеру. Да еще и с рекламой того места, где турист побывал. Поэтому когда такие мелочи появляются, «Винный гид» замечает их: о, какие-то штрихи цивилизации в работе виноделов появились!
И еще раз повторю: должны быть гиды. Винные дороги есть. Но не хватает человека, который бы занимался движением туристов по винному маршруту. Может, он должен работать в туристической отрасли или минсельхозе, какой-нибудь автономной организации. Возможно, такой человек есть. Но тогда он не так интенсивно занимается своим делом, если мы с вами его не знаем. В любом случае должен кто-то работать, чтобы это направление туризма раскручивать. Первую часть сделали: проложили винный маршрут, сняли ролик, показали, как по нему двигаться. Теперь вторая часть – добиться, чтобы по этой дороге ходили. А для этого нужен человек, который должен управлять этим эногастрономическим туризмом в регионе и получать зарплату. Если такой человек появится, поверьте мне, сдвинется очень многое.
– Сегодня есть движение в сторону развития энотуризма. В области проходят традиционно фестивали виноградарей и виноделов, появляются новые точки эногастрономических фестивалей. Работают над привлечением энотуристов и винодельни. К примеру, в «Эльбузд» придумали свой маршрут выходного дня винных туристов – бесплатную поездку в винодельню с экскурсией.
– Это и есть начало на пути к светлому будущему, о котором я говорил выше. Можно просто аплодировать!
– С каким регионом вы бы сравнили винный туризм Ростовской области?
– С Краснодарским краем. В Краснодарском крае по развитию винного туризма ушли намного дальше, чем Ростовская область. Там, кроме Абрау-Дюрсо, есть винодельни, которые производят вина не намного больше, а может, даже и меньше, чем те же «Цимлянские вина». Они такого же уровня, как донские винодельни «Эльбузд», «Ведерниковъ», «Вилла Звезда». Но там эногастротуризму уделяется больше внимания, времени, и появляется больше возможностей. Поэтому надо догонять Краснодарский край. Там все прекрасно. Крым… В Крыму в вопросах эногастрономического туризма недалеко ушли от Ростовской области. Кроме, может быть, Винного парка и малых виноделен вокруг села Родного. Не следует сравнивать область с зарубежным энотуризмом. Сравнивать надо с соседями: Краснодарским краем, Крымом. И, кстати, надо жить с ними в кооперации – винные дороги не признают границ.