Дата публикации:
8 ноя 2023 г.
Артур Саркисян, руководитель экспертной группы исследования «Винный гид России», назвал проблемы, над которыми еще предстоит работать донским виноделам.
5958
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
– «Винный гид» давно наблюдает за процессами, которые происходят в виноградарстве и виноделии на Дону. Есть изменения?
– Безусловно. Еще недавно винодельческая отрасль не просто стагнировала. 7-8 лет назад количество виноградников в области сократилось с 4,5 тысячи гектаров до 1 тысячи 450 гектаров. Крупные проекты исчезали, банкротились. Везде виноградарство развивалось, а в Ростовской области количество виноградников уменьшалось. Руководство региона не уделяло отрасли такого внимания, как это происходило на Кубани, в Крыму или даже в Волгограде. Сейчас многое изменилось. Проблему увидели. Было принято решение о том, чтобы субсидировать производителей, которые выращивают виноград местных автохтонных сортов, а также международных. Такое решение стимулирует развитие питомников. Питомник – это то, что сегодня очень важно. Если не будет материала для посадки, не будет ничего. А с учетом сложностей, которые сегодня есть, можно потерять и то, что осталось.
Производство вина по сравнению с тем, что было лет десять назад, изменилось. Уровень качества вин очень вырос. Автохтонные сорта винограда набирают популярность. Даже соседние регионы – Ставрополье, Краснодарский край – берут донские сорта винограда для того, чтобы выращивать их у себя. В первую очередь это – «цимлянский черный», «красностоп золотовский», «сибирьковый».
К сожалению, количество виноделен растет не так быстро, как этого хотелось бы. Но ставка на небольшие фермерские хозяйства сделана правильно. Вряд ли в области появятся новые винодельни масштаба «Цимлянских вин», а небольших виноделен в хуторах и станицах на Дону могут быть десятки.
– Какие донские винодельни вы бы отметили?
– Если говорить о крутых винах, то это однозначно вина «Ведерниковъ», «Вина Арпачина» Юрия Малика, который делает необычные, самобытные напитки, интересная продукция «Вина Бани». Довольно неплохие результаты показывает в последнее время винодельня «Эльбузд». Завод «Цимлянских вин», который, можно сказать, инвесторы подняли буквально с колен. Помимо уже зарекомендовавших себя сортов, выращиваемых на взрослых виноградниках, предприятие замахнулось на новые. И это хороший знак.
– Может, донским виноделам лучше высаживать больше аборигенные сорта, а не делать ставку на европейские?
– Мы с вами можем мечтать об этом сколько угодно, но саженцев таких сортов нет. Питомников, где их можно было бы приобрести, – единицы. Огромную подвижническую работу выполняет Александр Зареченский в Новочеркасске, но один в поле не воин. А питомники автохтонов должны быть. Не только виноделы области покупали бы черенки, но и из других регионов.
Слава богу, есть специалисты, которые умеют и знают, как выращивать виноград. Проблема состоит в том, что лозы нет, саженцев нет. Откуда брать? Должна быть программа поддержки развития питомников. Тот, кто будет инвестировать в них деньги, должен рассчитывать на то, что государство создаст благоприятные условия для развития и финансовой поддержки питомников. Питомник – это большой ручной труд, особенно на подвойном маточнике. Это риски, что саженцы вымерзнут, что их поразит болезнь, а меры по предотвращению ее очень недешевы.
Виноградарство – это стратегия, вклад в будущее. Здесь нет быстрой отдачи. Я прекрасно понимаю тех, у кого приоритеты связаны с зерном. Его выращивают, продают в достаточно большом количестве. Полная механизация, не надо, как винограднику, по 7 раз в год кланяться. И деньги в виде налога возвращаются с лихвой. С другой стороны, вокруг той же пшеницы не построишь отели, рестораны, гастрономические объекты. Это же все не просто так. Это связано с гастрономическим и энотуризмом. Виноделие – лицо региона, его имидж. И нужно подходить к этому постепенно, понимая, что каждый твой шаг принесет в перспективе очень хорошие дивиденды и результат.
– Нужна ли сегодня реклама виноградарству и виноделию?
– А что рекламировать? Зачем, к примеру, Химичеву («Вина Бани») реклама, если он все свое вино продает. Самим виноделам по большому счету рекламировать свою продукцию и не нужно. Многие и сами умеют себя рекламировать, главное – им не мешать. А для того, чтобы пришли новые инвесторы, для того, чтобы люди хотели вкладывать в дело, не боясь, что все потеряют из-за погодных условий, болезней виноградников, им надо помочь. Почему в Краснодарском крае все нормально? Там земли под виноградники даже не хватает.
Я вижу, что в руководстве Ростовской области однозначно внимание к винодельческой отрасли уже есть. Уже есть понимание того, что нужно что-то делать. Делать, и делать масштабно. Это процесс достаточно сложный, ежедневный. Будет что рекламировать – да на здоровье! А рекламировать плохое вино – это большая глупость. Потребитель выпил, допустим, одну бутылку вина, произведенного в Ростовской области, оно ему не понравилось, он его больше брать не будет. Начинать рекламную кампанию, когда вы только-только выпустили продукт, неправильно. Рекламировать продукт надо, когда он уже появился на полках магазинов. А рассказывать о том, что когда-нибудь что-то там появится, – это выкинутые на ветер деньги.
– Продукция донских виноделов есть на прилавках магазинов. Разве что в ресторанных картах ее мало.
– Как раз в ресторанах публика покупает вина. Если в ресторане нет донского вина, как о нем узнать? Покупатели боятся брать неизвестную продукцию, они покупают ту, что уже знают. И, как правило, постоянно берут бренд – стабильность и качество очень важны. Поэтому, когда человек доверяет бренду, это дорогого стоит – стоит доверия, которое нужно заслужить.
– В виноградарстве, собственно, как и везде, нужен комплексный подход?
– Так и есть. С учетом того, что регион очень перспективный, и я эту перспективу вижу, то однозначно нужно сделать так, чтобы сюда пришли инвесторы. А это уже достаточно планомерная работа. Нужна грамотная политика в виноделии. У нас не хватает тех, кто умеет выращивать виноград, виноделов, не хватает просто сборщиков винограда... Так что нужно придерживаться комплексного подхода, а это – кадры, саженцы, питомники. Далее туризм, который поддержит винодельческую отрасль. И, соответственно, консультации виноделов. Для того, чтобы создавать действительно достойные, интересные вина.
#виноградарство и виноделие на Дону
– Безусловно. Еще недавно винодельческая отрасль не просто стагнировала. 7-8 лет назад количество виноградников в области сократилось с 4,5 тысячи гектаров до 1 тысячи 450 гектаров. Крупные проекты исчезали, банкротились. Везде виноградарство развивалось, а в Ростовской области количество виноградников уменьшалось. Руководство региона не уделяло отрасли такого внимания, как это происходило на Кубани, в Крыму или даже в Волгограде. Сейчас многое изменилось. Проблему увидели. Было принято решение о том, чтобы субсидировать производителей, которые выращивают виноград местных автохтонных сортов, а также международных. Такое решение стимулирует развитие питомников. Питомник – это то, что сегодня очень важно. Если не будет материала для посадки, не будет ничего. А с учетом сложностей, которые сегодня есть, можно потерять и то, что осталось.
Производство вина по сравнению с тем, что было лет десять назад, изменилось. Уровень качества вин очень вырос. Автохтонные сорта винограда набирают популярность. Даже соседние регионы – Ставрополье, Краснодарский край – берут донские сорта винограда для того, чтобы выращивать их у себя. В первую очередь это – «цимлянский черный», «красностоп золотовский», «сибирьковый».
К сожалению, количество виноделен растет не так быстро, как этого хотелось бы. Но ставка на небольшие фермерские хозяйства сделана правильно. Вряд ли в области появятся новые винодельни масштаба «Цимлянских вин», а небольших виноделен в хуторах и станицах на Дону могут быть десятки.
– Какие донские винодельни вы бы отметили?
– Если говорить о крутых винах, то это однозначно вина «Ведерниковъ», «Вина Арпачина» Юрия Малика, который делает необычные, самобытные напитки, интересная продукция «Вина Бани». Довольно неплохие результаты показывает в последнее время винодельня «Эльбузд». Завод «Цимлянских вин», который, можно сказать, инвесторы подняли буквально с колен. Помимо уже зарекомендовавших себя сортов, выращиваемых на взрослых виноградниках, предприятие замахнулось на новые. И это хороший знак.
– Может, донским виноделам лучше высаживать больше аборигенные сорта, а не делать ставку на европейские?
– Мы с вами можем мечтать об этом сколько угодно, но саженцев таких сортов нет. Питомников, где их можно было бы приобрести, – единицы. Огромную подвижническую работу выполняет Александр Зареченский в Новочеркасске, но один в поле не воин. А питомники автохтонов должны быть. Не только виноделы области покупали бы черенки, но и из других регионов.
Слава богу, есть специалисты, которые умеют и знают, как выращивать виноград. Проблема состоит в том, что лозы нет, саженцев нет. Откуда брать? Должна быть программа поддержки развития питомников. Тот, кто будет инвестировать в них деньги, должен рассчитывать на то, что государство создаст благоприятные условия для развития и финансовой поддержки питомников. Питомник – это большой ручной труд, особенно на подвойном маточнике. Это риски, что саженцы вымерзнут, что их поразит болезнь, а меры по предотвращению ее очень недешевы.
Виноградарство – это стратегия, вклад в будущее. Здесь нет быстрой отдачи. Я прекрасно понимаю тех, у кого приоритеты связаны с зерном. Его выращивают, продают в достаточно большом количестве. Полная механизация, не надо, как винограднику, по 7 раз в год кланяться. И деньги в виде налога возвращаются с лихвой. С другой стороны, вокруг той же пшеницы не построишь отели, рестораны, гастрономические объекты. Это же все не просто так. Это связано с гастрономическим и энотуризмом. Виноделие – лицо региона, его имидж. И нужно подходить к этому постепенно, понимая, что каждый твой шаг принесет в перспективе очень хорошие дивиденды и результат.
– Нужна ли сегодня реклама виноградарству и виноделию?
– А что рекламировать? Зачем, к примеру, Химичеву («Вина Бани») реклама, если он все свое вино продает. Самим виноделам по большому счету рекламировать свою продукцию и не нужно. Многие и сами умеют себя рекламировать, главное – им не мешать. А для того, чтобы пришли новые инвесторы, для того, чтобы люди хотели вкладывать в дело, не боясь, что все потеряют из-за погодных условий, болезней виноградников, им надо помочь. Почему в Краснодарском крае все нормально? Там земли под виноградники даже не хватает.
Я вижу, что в руководстве Ростовской области однозначно внимание к винодельческой отрасли уже есть. Уже есть понимание того, что нужно что-то делать. Делать, и делать масштабно. Это процесс достаточно сложный, ежедневный. Будет что рекламировать – да на здоровье! А рекламировать плохое вино – это большая глупость. Потребитель выпил, допустим, одну бутылку вина, произведенного в Ростовской области, оно ему не понравилось, он его больше брать не будет. Начинать рекламную кампанию, когда вы только-только выпустили продукт, неправильно. Рекламировать продукт надо, когда он уже появился на полках магазинов. А рассказывать о том, что когда-нибудь что-то там появится, – это выкинутые на ветер деньги.
– Продукция донских виноделов есть на прилавках магазинов. Разве что в ресторанных картах ее мало.
– Как раз в ресторанах публика покупает вина. Если в ресторане нет донского вина, как о нем узнать? Покупатели боятся брать неизвестную продукцию, они покупают ту, что уже знают. И, как правило, постоянно берут бренд – стабильность и качество очень важны. Поэтому, когда человек доверяет бренду, это дорогого стоит – стоит доверия, которое нужно заслужить.
– В виноградарстве, собственно, как и везде, нужен комплексный подход?
– Так и есть. С учетом того, что регион очень перспективный, и я эту перспективу вижу, то однозначно нужно сделать так, чтобы сюда пришли инвесторы. А это уже достаточно планомерная работа. Нужна грамотная политика в виноделии. У нас не хватает тех, кто умеет выращивать виноград, виноделов, не хватает просто сборщиков винограда... Так что нужно придерживаться комплексного подхода, а это – кадры, саженцы, питомники. Далее туризм, который поддержит винодельческую отрасль. И, соответственно, консультации виноделов. Для того, чтобы создавать действительно достойные, интересные вина.
#виноградарство и виноделие на Дону