Первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко заявил, что поручение президента по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон с контроля никто не снимал 

Вал, который защищает от наводнений поля и хутор, теперь никого не защитит: в нем прорыт проезд. А на пляже теперь «загорает» тяжелая техника.

Между тем на очередное обращение жителей Ростовской области из Министерства транспорта РФ 6 ноября получен ответ, из которого следует, что поручение Президента РФ В.В.Путина об обеспечении общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на реке Дон, а также об экологической экспертизе его проектной документации было снято с контроля ввиду полного исполнения. 

Разговор о строительстве гидроузла зашел в кулуарах съезда Общероссийского народного фронта 29 ноября. Казалось бы, в спорном вопросе – нужен или не нужен гидроузел – поставлена точка. Идет финансирование проекта – до конца года строители должны освоить несколько миллиардов рублей. Однако главный редактор газеты «Общество и Экология» Сергей Лисовский вновь поднял эту тему. 

В своем отчете со съезда журналист пишет: «Мне лично удалось пообщаться с первым заместителем руководителя Администрации Президента России Сергеем Кириенко. Проинформировал Сергея Владиленовича о том, что одно из поручений Президента России В.В. Путина, данное им в ходе Медиафорума ОНФ в марте 2018 года в Калининграде, выполнено на 100% (оно касалось подключения к сетям монополистов экологической компании «Эко-Экспресс-Сервис» в Шлиссельбурге), а другое – по защите реки Дон – игнорируется. Кириенко ответил, что поручение президента по Дону никто с контроля не снимал». 

Напоминаем: поручение президента было опубликовано 23 апреля 2018 года на официальном сайте Президента России среди девяти других поручений и звучало так: «Обеспечить проведение общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на р. Дон, а также экологической экспертизы его проектной документации». Как оказалось, исполнители приняли «в зачет» общественные слушания, которые проводились… в 2016 году, когда был готов лишь проект первого этапа строительства. Но нельзя же исполнить поручение президента задним числом? 

Проекта в законченном виде не видели даже члены комиссии РАН, созданной по поручению Администрации Президента РФ. А обоснование экономической целесообразности строительства гидроузла вызвало сомнения экспертного совета при Правительстве РФ. 

Кириенко хорошо помнит первое обращение к президенту жителей области и вопрос Сергея Лисовского на медиафоруме, после которого и появилось поручение Владимира Путина. Он поблагодарил журналиста за хорошую обратную связь и дал добро на то, чтобы Лисовский позвонил на Дон и сообщил о состоявшемся 29 ноября разговоре. 

Строительство Багаевского гидроузла уже идет. И то, как это происходит, беспокоит местных жителей. В августе несколько человек с бензопилами за пару недель превратили берега на некогда самом живописном участке Дона в свалку («Прощайте, острова!», № 251 от 17 августа). Спиленные почти столетние деревья припрятали в канале на берегу Дона. Когда подул ветер с моря,  уровень воды поднялся, и они поплыли по реке. 

Вместо того чтобы насыпать дорогу через вал к берегу для тяжелой техники, строители гидроузла упростили задачу: разрыли проезд в сорокакилометровом валу, который защищает от наводнений поля и населенные пункты на левом берегу. Как такое инженерное решение могло получить положительное заключение экспертизы? 

Жители Багаевского района обратились к Геннадию Тимченко, владельцу частной инвестиционной группы Volga Group, которая контролирует компанию «Стройтрансгаз» – генподрядчика строительства Багаевского гидроузла: «…если в открытой дискуссии учеными будет доказано, что эта стройка действительно необходима стране, мы просим, чтобы дальнейшее строительство производилось в строгом соответствии с действующим законодательством, а не с постоянными нарушениями, как сейчас». 

Интерес к ситуации со строительством гидроузла проявляет и Ростовское отделение народного фронта. На прошлой неделе там выслушали аргументы донских ученых, утверждающих, что после стройки увеличится амплитуда сгонно-нагонных явлений. А это значит, что рыбы в реке практически не останется. Могут возникнуть и серьезные проблемы с питьевой водой – из-за ее осолонения.