
Для этого потребовалось детально изучить и проанализировать экономическую ситуацию на донских предприятиях. Что по поручению губернатора было сделано в течение этого месяца.
На основе этого анализа региональное министерство экономического развития выработало пять вероятных сценариев импортозамещения в условиях санкционного давления Запада. По словам главы ведомства Максима Папушенко, вне зависимости от того, какой из пяти сценариев изберет то или иное предприятие, донской бизнес серьезно настроен на победу в объявленной стране экономической войне.
Варианты противостояния санкциям разнятся по своей сложности и путям достижения поставленной цели, которая во всех пяти случаях одна – не просто смягчить, а свести на нет негативный эффект санкций. Для этого необходимо противопоставить наложенным ограничениям выверенную тактику импортозамещения.
При этом не исключается и продолжение получения необходимых товаров и оборудования из-за границы, причем из недружественных стран. На что как раз нацелен первый вариант. В этом случае делается упор на логистику. Донские бизнес-структуры должны сами определить способы провоза необходимого импорта через третьи страны, не присоединившиеся к западным санкциям. В качестве примера таких стран можно назвать Турцию и Китай.
Второй вариант нацеливает предприятия на самостоятельный поиск аналогов «отказного» импорта. Можно поискать необходимую для деятельности предприятии продукцию в другом макрорегионе мира, а не только на Западе. Этот вариант, очевидно, рассчитан на переориентацию закупок на азиатские рынки.
Более радикальные меры предлагает третий вариант. Формулируя его, в министерстве исходят из способности предприятий самостоятельно восстанавливать в случае необходимости зарубежные технику и оборудование.
При этом наиболее многообещающими, по оценке М. Папушенко, могут стать четвертый и пятый варианты. Они предусматривают совместную работу российских и иностранных специалистов, направленную на создание отечественного аналога зарубежной продукции. Примерно так поступала советская власть в годы индустриализации, когда СССР находился в международной изоляции, значительно более жесткой, нежели сегодняшняя.
Понятно, что эти два варианта, будучи логически связанными один с другим, являются одновременно и наиболее сложными в реализации. Однако ничего невыполнимого в них нет. Это доказывает как исторический, так и современный опыт работы российских и донских предприятий. Так, после санкций 2014-2015 годов на Дону в достаточно короткий срок освоили выпуск ряда сложных узлов сельхозмашин, которые до того поставлялись из Германии.
Добавим, что в стране и в регионе уже некоторое время назад был сформирован реестр критической продукции, подлежащей безусловному замещению отечественными аналогами. Создание такого реестра явилось одной из мер укрепления российской экономики – не менее важной, чем, скажем, пересчет бюджетных параметров в соответствии со складывающейся финансово-экономической ситуацией или шаги по поддержке малого и среднего бизнеса.
К таким мерам можно причислить и формирование регионального и федерального списков системообразующих предприятий. Если на Дону такой список состоит из 220 предприятий, то в федеральном списке значатся 24 предприятия из Ростовской области.
