
Дата публикации:
3 дек 2020 г.
Известный ростовский литератор и краевед Любовь Волошинова назвала свой труд «Улица Пушкинская. Книга вторая». Первая появилась почти двадцать лет назад.
1631
Фото/Видео: Аркадий Будницкий

За это время биография Пушкинской дополнилась новостями из прошлого (к примеру, сведениями из различных архивов, в том числе семейных: зодчих Пушкинской и ее обитателей). Улица обрела новые достопримечательности: памятники Чехову и Высоцкому, греческую церковь - и не только. Словом, история потребовала продолжения.


Начинать читать и рассматривать эту книгу, можно с любой страницы. Точно так же, как отправляться на экскурсию по улице Пушкинской едва ли не от любого ее здания: всюду что-то необычное.

Вот дом №22. С ним связана глава «Хранящий имена архитекторов Поповых». До революции это был доходный дом, в котором жил Василий Попов с семьей.

К сожалению, даже коренные ростовчане редко знают имена зодчих донской столицы. Между тем Василий Попов, основатель династии архитекторов, - автор оригинального здания, мимо которого не пройдешь. Оно находится на углу Пушкинской и Семашко. Это бывшее здание градоначальства, дом-замок. Раньше даже фигуры рыцарей стояли на его тумбах.
А среди историй, связанных с домом самого Попова, есть такая. В Гражданскую войну власть в Ростове, как известно, была неустойчива. У архитектора Попова были причины беспокоиться, что либо новые хозяева города нагрянут с обыском, либо решат Поповых уплотнить. Однако все обошлось. Как рассказывали автору книги внуки Василия Попова, когда в город входила Красная армия, среди ее бойцов оказывались земляки Василия Васильевича. (Он был родом из бедного хутора на Верхнем Дону). А среди белогвардейцев всегда находились добрые знакомцы тестя архитектора Попова - полковника царской армии…

Глава «Читальня под кровом купеческого дома» - это еще и интересные штрихи к портрету Ростова начала ХХ века. Дом, который в ней фигурирует, как раз напротив здания градоначальства. С 1909 года владела этим домом купчиха Ольга Петровна Афончикова. Помещения сдавала, как тогда говорили, в доход. Первый этаж ее дома занимала народная библиотека-читальня имени поэта А. В. Кольцова. Купчиха Афончикова являлась действительным членом Совета этой библиотеки.
Интересно, что инициаторами создания кольцовской библиотеки-читальни считаются две особы. Это Серафима Терентьевна Скуба и некто М. Д. Б. Есть предположение, что в этих инициалах зашифровано имя баронессы Врангель, которая принимала деятельное участие в судьбе библиотеки-читальни, жертвовала на ее нужды.
Двери в кольцовскую библиотеку-читальню были открыты даже по выходным и праздникам. Библиотекари и их помощники только радовались жажде, которую рабочая молодежь стала испытывать к знаниям. В 1913 году библиотекари составили список самых востребованных их читателями книг. Вероятно, он их обрадовал. На первом месте стояли произведения Льва Толстого, следом шли Тургенев, Чехов, Достоевский.
От кольцовской библиотеки-читальни хорошо перекинуть воображаемый мост (или пройти) к дому одной из ее сотрудниц - Клары Зельцер. Ему тоже посвящена одна из глав новой книги.
- Существует такое распространенное заблуждение, что доходные дома строили богачи, какие-то миллионеры, - говорит Любовь Волошинова. - Совсем не обязательно. Муж Клары Зельцер был врач. Супруги взяли ссуду и построили доходный дом!

Следующие главы (даже одни только их названия) удивляют еще больше. Ведь из них следует, что доходный дом в начале ХХ века мог построить в Ростове и приказчик (Бострикин) и даже переплетчик (Шуляцкий)!
Правда, всем этим людям скорее всего не повезло, и вложенные средства вряд ли успели окупиться. Помешала Октябрьская революция. Но в историю улицы Пушкинской, Старого Ростова свои имена они вписали.
В этой книге еще много удивительных фактов и увлекательных историй. После знакомства с ней одна из главных улиц донской столицы наверняка предстанет перед читателями в новом свете. Осталось
добавить, что «Улица Пушкинская. Книга вторая» продолжает серию краеведческой литературы, которую выпускает в свет «Донской издательский дом».

