Дата публикации:
18 окт 2022 г.
В донской столице состоялась премьера балетов «Кармен-сюита» и «Призрачный бал»
1877
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
История Ростовского музыкального театра началась с оперы «Кармен». Но здесь давно мечтали и о танцующей Кармен, о постановке «Кармен-сюиты».
Вечер одноактных балетов стал первой премьерой нынешнего сезона Ростовского музыкального театра (и 138-й с момента его образования). Он включает два шедевра второй половины XX века, соединенных по принципу контраста. Это полувоздушный, акварельный «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева на музыку Фредерика Шопена и страстная, наполненная яркими метафорами «Кармен-сюита» Альберта Алонсо на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина.
Вячеслав КУЩЕВ, художественный руководитель Ростовского музыкального театра, подчеркнул на предпремьерной пресс-конференции, что о переделке этих шедевров не могло быть и речи.
Отношение к ним в коллективе – как к драгоценностям, которые зрители должны увидеть такими, как были они задуманы их мастерами. Та же хореография, те же костюмы и декорации.
В создании «Призрачного бала» на ростовской сцене участвовали народная артистка РСФСР Галина Крапивина (она танцевала еще в балетном номере Брянцева, который предшествовал рождению спектакля) и народный художник России Владимир Арефьев.
Балетмейстером-постановщиком «Кармен-сюиты» стал премьер Большого театра Виктор Барыкин.
По мнению Галины Крапивиной, с задачей бережно перенести шедевр Брянцева на ростовскую сцену наши артисты справились.
Вечер балета открывает «Призрачный бал». На сцене – таинственный полумрак. Ветер колышет легкие занавески на огромных окнах зала. В нежном свете Луны на сцене появляются пять пар влюбленных. Каждая расскажет зрителям свою историю.
– В таком же полумраке Шопен, любивший работать по ночам, писал свою музыку, – заметил дирижер-постановщик балета Алексей ШАКУРО.
У «Призрачного бала» нет либретто. Алексею Шакуро представляется, что очень близко к разгадке замысла Брянцева подошла одна женщина-литератор (с ее версией он познакомился в Сети). Это про души спящих, которые наяву разлучены со своими любимыми. Каждую ночь они слетаются в призрачный замок, чтобы покружить в лунном хороводе, найти свою половинку.
Души спящих слетаются на бал.
Интересно, что первоначально широкую известность Дмитрий Брянцев получил благодаря балетным телепостановкам «Галатея», «Пигмалион», «Старое танго». Критики дружно отметили его чувство юмора. Это подтверждалось многими другими его балетами. К примеру, «Гусарской балладой». Однако вершиной его творчества стал окутанный поэтическим флером элегический «Призрачный бал».
История балета «Кармен-сюита» неразрывно связана с легендарной Майей Плисецкой. Она могла бы стать основой для киносюжета.
Представьте: прима Большого театра Майя Плисецкая давно мечтает станцевать Кармен, но балета ее мечты не существует. Однажды в Москву приезжает на гастроли Кубинский национальный театр, и Плисецкую пронзает мысль: вот язык движений и жестов Кармен! Автор этого языка – хореограф Альберто Алонсо.
Она просит Алонсо поставить для нее балет о Кармен. Он соглашается, вскоре либретто и хореография готовы. Нужна музыка. Конечно, это музыка из оперы Бизе «Кармен», но для балета ее нужно перекомпоновать и переоркестровать. Выдающиеся композиторы, которых Плисецкая пытается увлечь этой идей, не хотят рисковать. Все-таки великий Бизе!
Ждать дольше невозможно, и тогда за создание музыкального материала берется муж Плисецкой – композитор Родин Щедрин.
Мечта великой балерины сбылась 20 апреля 1967 года, однако спектакль не приняли ни публика (за небольшим исключением), ни всесильная министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Смутила и мистика в образе рока-быка, и эротика, и люди в масках, восседающие на сцене на судейских стульях, и сам хореографический язык, резко контрастирующий со стилем других постановок Большого.
Неумолимый рок пришел к героям этой истории в образе быка.
Когда канадский импресарио предложил показать «Кармен-сюиту» на свой родине, ему решительно отказали. Фурцева посчитала, что такой спектакль повредит имиджу СССР как страны классического балета, а саму Плисецкую назвала предательницей классического балета.
К счастью, Плисецкой и ее влиятельным друзьям удалось отстоять включение «Кармен-сюиты» в репертуар Большого театра при условии некоторых переделок. И пришло время, когда его стали называть жемчужиной репертуара.
Киносюжет об истории этой постановки мог бы иметь и линии, связанные с исполнителями других партий. С Виктором Барыкиным, к примеру.
На пресс-конференции он рассказал, что партнером Плисецкой в «Кармен-сюите» стал волею случая. Танцевал в кордебалете, и вдруг у артиста, исполнявшего партию Коррехидора, случился приступ аппендицита, и срочно потребовалась замена.
Коррехидор – это офицер, который сыграл в судьбе главных героев роковую роль. Это он определил Хозе на дежурство, во время которого тот очаровался Кармен. Он приказал Хозе препроводить Кармен как участницу драки с девушками-работницами табачной фабрики в тюрьму, но по дороге Хозе еще больше влюбился в красавицу-цыганку и решил вместе с нею бежать из этих мест.
Разучить за три дня партию Коррехидора поручили Барыкину. И он разучил, поехав в телестудию «Останкино», благо там существовала телезапись «Кармен-сюиты».
Время спустя премьер Большого Александр Годунов, танцевавший в «Кармен-сюите» Хозе, эмигрировал. Годунова заменил на сцене Барыкин.
Кстати, в Ростовском музыкальном – три исполнителя Коррехидора. Одного из них Виктор Барыкин приметил в кордебалете…
За месяц работы в Ростове Барыкину дважды звонили из известных театров России и ближнего зарубежья. Тоже хотят ставить «Кармен-сюиту». Еще в одном театре готовятся к ее премьере.
История о сильных чувствах, неумолимом роке и любви к свободе, которая оказывается сильнее смерти, стала в наши дни особенно актуальной.
Вечер одноактных балетов стал первой премьерой нынешнего сезона Ростовского музыкального театра (и 138-й с момента его образования). Он включает два шедевра второй половины XX века, соединенных по принципу контраста. Это полувоздушный, акварельный «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева на музыку Фредерика Шопена и страстная, наполненная яркими метафорами «Кармен-сюита» Альберта Алонсо на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина.
Вячеслав КУЩЕВ, художественный руководитель Ростовского музыкального театра, подчеркнул на предпремьерной пресс-конференции, что о переделке этих шедевров не могло быть и речи.
Отношение к ним в коллективе – как к драгоценностям, которые зрители должны увидеть такими, как были они задуманы их мастерами. Та же хореография, те же костюмы и декорации.
В создании «Призрачного бала» на ростовской сцене участвовали народная артистка РСФСР Галина Крапивина (она танцевала еще в балетном номере Брянцева, который предшествовал рождению спектакля) и народный художник России Владимир Арефьев.
Балетмейстером-постановщиком «Кармен-сюиты» стал премьер Большого театра Виктор Барыкин.
По мнению Галины Крапивиной, с задачей бережно перенести шедевр Брянцева на ростовскую сцену наши артисты справились.
Вечер балета открывает «Призрачный бал». На сцене – таинственный полумрак. Ветер колышет легкие занавески на огромных окнах зала. В нежном свете Луны на сцене появляются пять пар влюбленных. Каждая расскажет зрителям свою историю.
– В таком же полумраке Шопен, любивший работать по ночам, писал свою музыку, – заметил дирижер-постановщик балета Алексей ШАКУРО.
У «Призрачного бала» нет либретто. Алексею Шакуро представляется, что очень близко к разгадке замысла Брянцева подошла одна женщина-литератор (с ее версией он познакомился в Сети). Это про души спящих, которые наяву разлучены со своими любимыми. Каждую ночь они слетаются в призрачный замок, чтобы покружить в лунном хороводе, найти свою половинку.
Души спящих слетаются на бал.
Интересно, что первоначально широкую известность Дмитрий Брянцев получил благодаря балетным телепостановкам «Галатея», «Пигмалион», «Старое танго». Критики дружно отметили его чувство юмора. Это подтверждалось многими другими его балетами. К примеру, «Гусарской балладой». Однако вершиной его творчества стал окутанный поэтическим флером элегический «Призрачный бал».
История балета «Кармен-сюита» неразрывно связана с легендарной Майей Плисецкой. Она могла бы стать основой для киносюжета.
Представьте: прима Большого театра Майя Плисецкая давно мечтает станцевать Кармен, но балета ее мечты не существует. Однажды в Москву приезжает на гастроли Кубинский национальный театр, и Плисецкую пронзает мысль: вот язык движений и жестов Кармен! Автор этого языка – хореограф Альберто Алонсо.
Она просит Алонсо поставить для нее балет о Кармен. Он соглашается, вскоре либретто и хореография готовы. Нужна музыка. Конечно, это музыка из оперы Бизе «Кармен», но для балета ее нужно перекомпоновать и переоркестровать. Выдающиеся композиторы, которых Плисецкая пытается увлечь этой идей, не хотят рисковать. Все-таки великий Бизе!
Ждать дольше невозможно, и тогда за создание музыкального материала берется муж Плисецкой – композитор Родин Щедрин.
Мечта великой балерины сбылась 20 апреля 1967 года, однако спектакль не приняли ни публика (за небольшим исключением), ни всесильная министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Смутила и мистика в образе рока-быка, и эротика, и люди в масках, восседающие на сцене на судейских стульях, и сам хореографический язык, резко контрастирующий со стилем других постановок Большого.
Неумолимый рок пришел к героям этой истории в образе быка.
Когда канадский импресарио предложил показать «Кармен-сюиту» на свой родине, ему решительно отказали. Фурцева посчитала, что такой спектакль повредит имиджу СССР как страны классического балета, а саму Плисецкую назвала предательницей классического балета.
К счастью, Плисецкой и ее влиятельным друзьям удалось отстоять включение «Кармен-сюиты» в репертуар Большого театра при условии некоторых переделок. И пришло время, когда его стали называть жемчужиной репертуара.
Киносюжет об истории этой постановки мог бы иметь и линии, связанные с исполнителями других партий. С Виктором Барыкиным, к примеру.
На пресс-конференции он рассказал, что партнером Плисецкой в «Кармен-сюите» стал волею случая. Танцевал в кордебалете, и вдруг у артиста, исполнявшего партию Коррехидора, случился приступ аппендицита, и срочно потребовалась замена.
Коррехидор – это офицер, который сыграл в судьбе главных героев роковую роль. Это он определил Хозе на дежурство, во время которого тот очаровался Кармен. Он приказал Хозе препроводить Кармен как участницу драки с девушками-работницами табачной фабрики в тюрьму, но по дороге Хозе еще больше влюбился в красавицу-цыганку и решил вместе с нею бежать из этих мест.
Разучить за три дня партию Коррехидора поручили Барыкину. И он разучил, поехав в телестудию «Останкино», благо там существовала телезапись «Кармен-сюиты».
Время спустя премьер Большого Александр Годунов, танцевавший в «Кармен-сюите» Хозе, эмигрировал. Годунова заменил на сцене Барыкин.
Кстати, в Ростовском музыкальном – три исполнителя Коррехидора. Одного из них Виктор Барыкин приметил в кордебалете…
За месяц работы в Ростове Барыкину дважды звонили из известных театров России и ближнего зарубежья. Тоже хотят ставить «Кармен-сюиту». Еще в одном театре готовятся к ее премьере.
История о сильных чувствах, неумолимом роке и любви к свободе, которая оказывается сильнее смерти, стала в наши дни особенно актуальной.