Раннее утро, Пушкинская, площадь перед Публичной библиотекой. Плетусь, превозмогая зевоту. Подхожу ближе — сон слетает мгновенно, уступая место безграничному восторгу и любопытству. На площади стоит автобус прямиком из детских фантазий — яркий, пестрый, праздничный, разрисованный.
Это не о долге вежливости, это — о восстановлении исторической справедливости. Заключается она в том, чтобы на площади им. К. Маркса в донской столице возвести на пьедестал императрицу Екатерину Великую (здесь возвышалась она до революции), а бронзовому Карлу подыскать иное место.
Вера Петровна Марецкая. Это имя для старшего поколения было культовым. Популярность актрисы не знала границ — народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, Герой Социалистического труда…
Недавно попала мне в руки «Энциклопедия загадочных мест России» (она же — «Первый в мире путеводитель по аномальным зонам, таинственным и удивительным местам») автора-составителя В. Черноброва.
Держу в руках том «Алфавита евреев» и волнуюсь, как встречающий на перроне. Еврейской крови во мне одна восьмая. И эта осьмушка сейчас вопиёт. Под переплётом книги собраны списки евреев, проживавших в Ростове-на-Дону в третьей четверти XIX века.
Копать Танаис или не копать? Уже в начале прошлого века многие ученые считали это место бесперспективным: все самое интересное достали из-под земли предшественники. А до чего не добрались, то погублено безвозвратно.
Чтобы исключить причастность «черных» археологов к раскопкам в районе Матвеева Кургана, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои за Миус-рубеж, местным полицейским пришлось провести проверку деятельности поисковых отрядов.
75 лет назад, в феврале 1936 года, наша газета, носившая в ту пору название «Большевистская смена», писала об этом так: «Там, где сейчас узкой каймой тянется проезд вдоль Темернички, пройдет скоро широкая асфальтированная автострада Ленинград — Тифлис. В этом месте, постепенно уходя вниз, автострада спрячется вглубь и уйдет в тоннель под Доном.
Каких только памятников сегодня не увидишь! В Новосибирске есть памятник светофору, в Москве — сантехническому вентилю, в Краснодаре — влюбленным собакам, в кузбасском Мариинске — картошке, в Петербурге — носу, в Омске — водопроводчику. Но слыхали ли вы когданибудь о памятнике Фонарному столбу? Не исключено, что уже в ближайшее время такой появится в Ростове.
Среди поклонников «хаммера» был Шварценеггер. Мощная машина, но в современные реалии не вписалась: слишком прожорлива, слишком отравляет атмосферу. Не «зеленая» техника…
Каждый очередной сезон археологических раскопок на Елизаветовском городище, одном из крупнейших в Европе памятников античного времени, приносит новые находки. Они, как кусочки головоломки, дополняют уже имеющуюся картину жизни тех, кто жил на берегу реки Танаис, которую мы сегодня называем Дон, за 300400 лет до рождения Христа. А иногда вновь найденные артефакты в чемто изменяют уже сложившиеся представления. Так случилось и в этом сезоне. «Виной» всему — три Деметры.
Дом Майи и сына, Дом богини Монеты, Дом кариатид… Не слышали о таких? Все они, как и Дома Гермеса, богини Гигиеи, Мнемозины, находятся в донской столице, на центральной ее улице — Большой Садовой.