Хочу рассказать о жизни и заслугах потомственного донского казака Ивана Петровича Тартанова, который принимал самое активное участие в боевых сражениях во времена Великой Отечественной войны.
Иван Тартанов родился в 1926 году в традиционной казачьей семье в станице Мелиховской Ростовской области. С детства он обожал своего деда Ивана Исаева и хотел быть похожим на него. Дед служил в 15-м казачьем полку и считался лучшим по джигитовке и вальтижировке. Однажды на императорском смотре Иван Исаев даже был награжден за свои заслуги японским сервизом.
Когда Ивану Тартанову было 11 лет, погиб его отец Пётр Устинович. В тяжелые предвоенные годы матери Галине пришлось самостоятельно поднимать на ноги сына. Иван рос большим и крепким парнем. За его могучее телосложение в юности его дразнили «полтора Ивана». Иван вырос настоящим богатырем: его рост был 2 метра, а кулак — размером с детскую голову.
По воспоминаниям современников, Тартанов был во многом талантлив: знал сотни пословиц и поговорок, писал стихи и рисовал. Владел гитарой, мандолиной, балалайкой. Ему легко давался немецкий, а наличие слуха помогло освоить диалекты этого языка. Именно эта способность разговаривать на нескольких диалектах и помогла Ивану в военные годы.
В 1943 году после освобождения родной станицы Мелиховской Иван, приписав себе лишний год, ушел служить во 2-ю ударную армию, в 126-ю Горловскую гвардейскую дивизию ордена Суворова, 690-й стрелковый полк, взвод разведки.
Иван был страстный охотник, и на войне, помимо добычи «языков», доставался ему зверь и покрупней. Везло ему на немецкого зверя «Пантеру». Первая встреча с ним произошла в Литве. За уничтожение невиданного зверя получил свой первый орден Славы 3-й степени 14.09.1944 г. Всего на его счету — 3 уничтоженных танка. Воевал бесстрашно, умно, расчетливо. В наградном листе к приказу значится: «В период наступательных боев 24 января шел впереди наступающих, первым ворвался в населенный пункт Порайкен.
25 января с группой разведки тов. Тартанов уничтожил 15 чел. и взял в плен 6. С 24 по 31 января уничтожил более 20 немцев и взял в плен 22. За этот подвиг его представили к награждению орденом Красного знамени. Но он был рядовым, и такую награду для 19-летнего паренька из казачьей станицы сочли высокой. Регалию снизили до ордена Славы 2-й степени. С этого момента судьба начинает подшучивать над ним. Уже 12 марта его представляют к ордену Славы 1-й степени. «С целью изучения переднего края и его огневых средств тов. Тартанов за ночь сделал 2 вылазки к переднему краю, то но изучив все. 10.03.1945 г., возглавляя группу захвата, незаметно проник в расположение противника, атаковав намеченный объект, уничтожил 8 немцев, захватил важного пленного». Сухие строки, за которыми скрывается настоящий подвиг.
А было дело так. Во время своих двух вылазок Иван, вслушиваясь в немецкую речь, узнал о важном «языке». Мартовской ночью пошел немецкий майор в туалет, но не дошел. Вмиг скрутили, срезали пуговицы со штанов и уволокли. За боевые действия 19-летнего паренька 12 марта представили к ордену Славы 1-й степени. Награда без слов говорит о том, что воин был бесстрашен и храбр. Подполковник Саленко, командир 126-й Горловской дивизии, счел, что молодой казачонок заслуживает ордена Красной звезды. Но ордена Славы 1-й степени и ордена Красной звезды он так и не получил. Его не повышали в звании, хотя орден Славы подразумевал это повышение, что являлось новшеством советской наградной системы. Но комдив в нарушение или по незнанию положения об ордене ни после третьей, ни после второй степени не повысил Тартанова в звании. Не получил он и орден Ленина, к которому его представили 19 апреля за три успешные разведки и за то, что по пояс в ледяной воде со своей разведгруппой захватили 500 немцев. Получив тяжелое ранение в пах и правое бедро, не ушел с поля боя, давая ценные разведданные нашему командованию. Командование в лице генерал– лейтенанта Ксенофонтова подтвердило, что рядовой Тартанов достоин ордена Ленина. На наградных документах никаких резолюций нет, представление утверждено, но вернулось из штаба с понижением.
Да, такие случаи были в войну. Ведь помимо полкового и дивизионного начальства были и ребята из Особого отдела, которые никак не могли позволить, чтобы сын репрессированного казака — врага народа стал национальным героем. Ведь у Тартанова к этому времени было
4 боевых ордена, 3 медали, знак «отличник разведки», 3 ранения и 2 контузии. А если добавились бы орден Ленина и Славы 1-й степени, то создался бы прецедент, ведь детей врагов народа не награждали высшими боевыми наградами.
Пролежав пять месяцев в госпитале, Тартанов был демобилизован в ноябре 1945 года. Вернувшись в родную станицу, Иван поступил в Новочеркасский ветеринарный институт, по окончании которого стал работать врачом в станицах Мелиховская и Раздорская. На парадах победы он был знаменосцем и раз в году майским днем надевал свои награды. Больше всего ценил знак «Отличник разведки», любил его и берег. Иван Петрович прожил долгую жизнь, честно работал. Умер в 2008 году и похоронен в родовой усыпальнице рядом со своими матерью, бабкой в родной станице Мелиховской.
Михаил МЕРЗЛЯКОВ, ученый секретарь Раздорского этнографического музея-заповедника
Иван Григорич Исаев и Матрена Павловна. Дед всегда был для Ивана Тартанова примером.
фронтовые товарищи Ивана Тартанова.