«Недавно прочитал в «Нашем времени» об организации дорожного строительства в Ростовской области по контракту жизненного цикла (КЖЦ). Еще раньше эти буквы – КЖЦ – встретил в информации о выпуске новых электровозов на НЭВЗе. Из всего написанного понял, что речь идет о новом подходе к производству и эксплуатации той или иной продукции. Но что такое контракт жизненного цикла? Хотелось бы прочитать более четкое определение самого контракта и связанного с ним метода производства».
С уважением, Д.Е. Головин, пенсионер, в прошлом металлург
Да, действительно, принципы контракта жизненного цикла утвердились в российском производстве сравнительно недавно. Да и в мире это понятие вошло в обиход только в конце прошлого века.
Хотя надо сказать, и раньше, когда понятие КЖЦ не употреблялось, нормы его в том или ином виде включались в соглашения между заказчиком и подрядчиком. Ведь контракт жизненного цикла представляет собой соглашение, в котором исполнитель принимает на себя обязательства по проектированию, созданию, обслуживанию, эксплуатации, а в ряде случаев - и по утилизации объекта контракта в течение всего времени его эксплуатации. Заказчик при этом обязуется оплачивать результаты работы исполнителя.
Контрактом жизненного цикла предусматривается участие подрядчика в судьбе объекта на протяжении всего существования последнего – отсюда и название контракта. С самого начала, еще на стадии проектирования, подрядчик создает или реконструирует определенный объект инфраструктуры. После этого объект передается в собственность государства. Однако подрядчик продолжает обслуживать объект на протяжении всего его жизненного цикла (в среднем от 15 до 30 лет). А его публичный партнер – иначе говоря, заказчик или собственник объекта – выплачивает заранее оговоренную сумму. Но при одном условии: предоставляемые услуги по обслуживанию объекта должны соответствовать всем оговоренным контрактом требованиям.
А что представляет собой жизненный цикл объекта, изделия или услуги? Обычно жизненный цикл разбивают на четыре стадии: выведение товара на рынок, рост, зрелость и упадок. Так во всяком случае понимает жизненный цикл классическая экономика. С течением времени все продукты в конечном итоге постепенно исчезают с рынка под воздействием ряда факторов, таких как насыщение, усиление конкуренции, снижение спроса и падение продаж.
Поэтому и под жизненным циклом товара или услуги понимается период, в течение которого продукт обращается на рынке – начиная с момента выхода и заканчивая его уходом. Его этапами являются стадии разработки, внедрения, роста, зрелости и снижения уровня продаж. Характеристики каждого этапа различаются, следовательно, меняется и управление продвижением товара или услуги по мере продвижения их на рынке.
Как уже говорилось, первые КЖЦ были заключены в конце прошлого века. На основе этой формы государственно-частного партнерства был, в частности, построен тоннель под Ла-Маншем, проложены новые ветки лондонского метро и многие линии скоростных поездов.
Англичане тогда определили смысл КЖЦ словами «приобретение исправности». Основное преимущество системы в том, что подрядчик заинтересован не только в кратчайших сроках сдачи объекта, но и в его эффективной и долгосрочной эксплуатации. Ведь плату он будет получать не за сам объект, а за пользу, которую тот принесет. Если построенная по КЖЦ дорога будет размыта первым же дождем, а собранный поезд не поедет, горе-изготовитель просто не увидит денег.
При такой схеме взаимодействия с заказчиком производитель принимает на себя ответственность за поддержание работоспособности своего продукта. Следовательно, еще на стадии проектирования он стремится заложить наиболее эффективные технические и технологические решения. Формальный подход здесь неприемлем.
А в итоге выигрывают все стороны. Производитель повышает качество работ, приобретает новые компетенции и получает прибыль на протяжении всего срока службы объекта. А у заказчика не возникает проблем по поводу своевременности и полноты выполнения сервисных процедур. К тому же ему не нужно тратить время на подбор подрядчика. Он определился еще на стадии проектирования объекта и с тех пор не меняется.
Как показывает опыт, сложные инфраструктурные проекты, реализованные по принципу КЖЦ, строятся вдвое быстрее и обходятся государству на 15−20 % дешевле по сравнению с традиционной формой бюджетного финансирования. В Западной Европе около 80 % всех КЖЦ приходится на транспортную отрасль. Сопоставимые показатели сегодня достигнуты и в России. И помогают успешно справляться с такой вечной российской проблемой, как состояние дорожной сети. Достаточно сказать, что сегодня более пятой части всех донских дорог строятся, реконструируются и обслуживаются на основе контрактов жизненного цикла.
И не только. Как верно подметил наш читатель, контракты жизненного цикла с успехом работают и в других отраслях. В частности, на этот метод перешел НЭВЗ. Интерес к КЖЦ проявляют донские предприятия других отраслей. Так что это сочетание мы услышим еще не раз. И, несомненно, будет оно привязано к сообщениям об успешных промышленных и инфраструктурных проектах.