Какие продукты больше всего любят на Дону? Как изменились потребительские предпочтения в связи с пандемией? Что у нас происходит с ценами?
Свои вопросы мы задаем Марине САМОЙЛОВОЙ, руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области
Чтобы знать все, как и положено статистике, специалисты Ростовстата применяют и традиционные методы получения информации, и возможности новейшей техники. В грядущей переписи населения, например, будут использоваться планшетные компьютеры со специальным программным обеспечением. Они помогут обработать миллионы анкет. При сборе последних статистических данных о личных подсобных хозяйствах использовали беспилотники и квадрокоптеры. А вот пристрастия донских потребителей исследуют методом опроса домашних хозяйств населения, который ни разу не подводил с… 1952 года.
– Марина Александровна, при нынешнем росте цен и кризисе мы, наверное, все деньги тратим на еду?
– В среднем 39,7% доходов дончане тратят на продукты питания, 32,4% – на непродовольственные товары, 28% – уходит на оплату услуг. Вообще структура потребления человека во многом определяет уровень комфорта его жизни. Если возможности потребителя соответствуют его желаниям, это и есть самый оптимальный вариант существования. В конечном счете к нему и надо стремиться.
Названные мной цифры – результат изучения модели потребления. Этим статистика занимается много лет. Например, выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств ведутся с 1952 года. Сейчас в них ежегодно принимают участие 930 домохозяйств из Ростовской области. Опрашиваемые постоянно меняются.
Но не надо забывать, что на потребление существенно влияют цены и доходы населения. И одной из целей этих обследований является как раз таки получение данных, которые используются для анализа уровня жизни, оценки денежных расходов населения, потребления и т.д.
– А доходы в прошлом году снизились…
– Конечно. 2020 год выдался совершенно особенным…. Пандемия оказала негативное влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе – на доходы населения. Их существенную часть составляет зарплата. В прошлом году средняя заработная плата на Дону достигла 35621 рубля. Даже с учетом инфляции она все-таки выросла на 2,1%. Конечно, в некоторых отраслях рост был невелик, но где-то зарплаты росли активнее. Например, в химической промышленности отмечено 16% роста.
А вот динамика по доходам, увы, демонстрирует снижение. Но в Ростовской области оно оказалось не таким глубоким, как по России. По стране реальный среднедушевой доход снизился на 3%, а у нас в области – на 1,4%.
Потребительские цены выросли на Дону за год на 5,2%. Это существенно, однако нужно отметить, что их рост не превышает общероссийский показатель.
– Что происходит с ценами сегодня?
– В первом квартале этого года уже отмечено некоторое ускорение роста цен по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Инфляция составляет 2,1% (в январе – марте 2020 – 1,2%). Эта цифра пока совершенно укладывается в те прогнозы, которые дает Центробанк. Он прогнозирует на 2021 год инфляцию в 3,7%-4,2%.
Нами отмечено, что несколько активнее в январе-апреле подорожали продукты – на 4,5%. Больше всего выросли в цене картофель – на 36,7%, морковь – на 40,1%, лук – на 27,3%. Это традиционное сезонное подорожание в это время.
Зато по сравнению с декабрем прошлого года подешевел сахар. Его цена упала на 1,9%. Подешевело подсолнечное масло (на 0,3%), а также пастеризованное молоко (0,8%).
– Как чувствует себя розничная торговля? Ведь это связующее звено между производством и потребителем?
– Разумеется, прошлогоднее снижение динамики потребления повлияло на товаропроводящую сеть и сферу общественного питания. Здесь была зафиксирована отрицательная динамика. Однако сегодня в этом секторе отмечен рост. Значит, экономика постепенно восстанавливается. В первом квартале рост оборота розничной торговли составил 2%. И это притом, что по итогам 2020 года было зафиксировано падение на уровне приблизительно 96%.
А вот в интернет-торговле был отмечен значительный рост. Оно и понятно. Прошлый год, когда значительную часть услуг можно было получить только благодаря удаленному формату, спровоцировал всплеск в этом направлении. Если в 2019 году доля продаж в Донском регионе через Всемирную сеть составила 0,8%, то уже в прошлом – 2,8%.
– Жители нашего региона чем-то отличаются от других россиян в плане потребления продуктов?
– Конечно, мы же южные люди, мы едим больше овощей. В нашей структуре питания они занимают 16,5%, а среднероссийский показатель составляет 13,8%. По данным многолетней динамики – с 2005 по 2020 годы – потребление овощей на одного дончанина увеличилось со 122 кг до 138,1 кг в год. Больше мы стали также потреблять фруктов и ягод – на 44% (или почти на 24 кг). В среднем по России потребляют больше молока, молочных продуктов и хлеба. Да, потребление молока у нас ниже, но за последние 15 лет оно выросло на 20,8%.
А вот хлеба, кстати, на Дону с каждым годом выпускают и едят все меньше – его потребление на 1 жителя снизилось на 11,6%. Заметим, что кондитерских изделий мы стали кушать больше почти на 26%.
– Жители области охотно предоставляют о себе информацию вашим сотрудникам?
– При сборе последних статистических данных о личных подсобных хозяйствах в регионе мы в некоторых районах в качестве эксперимента использовали беспилотники и квадрокоптеры. Объяснили людям, что данные будут использоваться исключительно для исследовательских целей и нигде разглашаться не станут. Селяне отнеслись к нашей работе с большим пониманием, на парящие над дворами приборы никак не реагировали.
Вообще хотелось бы поблагодарить всех жителей Ростовской области, которые принимали и принимают участие в различных обследованиях, проводимых Ростовстатом. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с нашими земляками.
Впереди нас ждут крупномасштабные мероприятия, такие как Всероссийская перепись населения, будут продолжаться и опросы по социально-демографической тематике.
Ответ каждого жителя нашего региона крайне важен, ведь он формирует общую картину жизни в области и стране.