
Дата публикации:
18 июл 2019 г.
Недавно в Ростове прошла презентация сборника «Эхо тысячи концертов», в котором представлены стихи поэтов «Заозерной школы» Юга России. В сборник вошли и стихи Алексея Евтушенко
1962
Алексей Евтушенко – член Союза журналистов России, член Союза российских писателей. В 1980 году окончил Львовский политехнический институт по специальности архитектор. Работал архитектором и художником-монументалистом. С 1979 года – в литературе. С 1985 года – в журналистике. С 1988 по 1999 год работал в газете «Наше время» (бывший «Комсомолец»). Опубликовал в различных изданиях страны десятки статей, сотни карикатур и рисунков. Лауреат премии «Литературной газеты» «Золотой теленок» как лучший художник-карикатурист. Лауреат фестивалей «Большой Донбасс» и «Эсхар».
Алексей – один из создателей приложения о фантастике «Массаракш! Мир наизнанку», издаваемого в газете «Комсомолец»-«Наше время» более 20 лет. Первая работа в жанре фантастики – рассказ «Сеня и спекулянт» – была опубликована именно в этой газете. В конце 90-х написал первую фантастическую повесть-сказку для детей «Древнее заклятье». Следом закончил первый «взрослый» роман «Отряд», изданный в издательстве «Эксмо» в 2000 году. Тираж пришлось допечатывать. С 1999 года живет в Москве. В 2007-ом у А. Евтушенко вышла новая книга под названием «Под колесами – звезды» (роман и рассказы). В отличие от «Отряда», написанного в жанре боевика, это – книга о любви…
– Ты был дружен с поэтами «Заозерной...», хорошо их знал. Почему все-таки у «заозерников» не получилось стать известными, такими же, как и «шестидесятники»?
– Потому что шестидесятые были уникальны в своем роде и повториться так быстро они не могут, как и все уникальное. Другое время – другая востребованность поэзии, другая ее роль в обществе. Сейчас вообще в России нет поэтов, известных в народе так же, как были известны «шестидесятники». Но, как видим, «Заозерную школу» не забыли. И не только в Ростове, она, думаю, навеки вписана в историю русской поэзии.
– Не так давно на своей странице в фейсбуке ты написал: «Я вам скажу, что сегодня для меня возвращение в молодость – это мозоли на руках от турника». Что подтолкнуло к подтягиванию? Давно спортом не занимался? Или возраст дает о себе знать?
– Ответ банален. Раньше я выходил из офиса во двор покурить, как все, а теперь курить бросил (два с лишним года назад). Поэтому вместо курения подтягиваюсь. Благо, у нас стоит неплохой турник. А мозоли на руках от него и впрямь возвращают в молодость, поскольку возникает давно забытое ощущение.
– Есть ощущение усталости, депрессии?
– Абсолютно никакой усталости и тем более депрессии. Бодр, полон новых планов. Машину вот научился водить и получил права, ездим теперь на машине в Крым с женой. И по Крыму тоже на ней катаемся. Здорово!
– Фантастика занимает в твоем литературном творчестве большое место. Почему ты решил взяться за этот жанр?
– К сорока годам захотелось разнообразия, одни стихи и песни поднадоели к тому времени, да и не писались уже столь красиво и лихо, как раньше. Поэтому и фантастику начал писать. К слову, мечтал об этом с детства.
– Роман «Колдун и Сыскарь», который вышел в этом году, тоже написан тобой в жанре фантастики.
– Роман «Колдун и Сыскарь» – это подарок жене на 25 лет нашей совместной жизни. Она у меня режиссер и хотела, чтобы я написал сценарий по страшным сказкам Афанасьева, а я написал роман и посвятил ей. Потом уже, по роману, и сценарий написал. Так вот, в одной из этих сказок герой попадает в прошлое, на триста лет назад, выпив три стакана вина, которым его угостил мертвый друг. И мой герой попал в прошлое точно так же, при помощи колдовства.
– Как, на твой взгляд, поживает сегодня фантастика?
– Нормально поживает. Хотя и не без проблем, конечно. Но где их нет?
– В книгах фантастов прошлого века все предельно ясно: коварные и добрые герои, закрученный, как в детективе, сюжет и понимание того, что рано или поздно фантастика может стать реальностью. На чем строится современная фантастика?
– Современная фантастика гораздо разнообразнее фантастики прошлого века. Появилось просто невероятное количество новых жанров и поджанров, разобраться в которых иногда даже мне трудно. К примеру, есть такой популярнейший ныне жанр ЛИТРПГ – романы, построенные на сюжетах компьютерных игр. Или также очень популярный среди читательниц (мужчины это не читают обычно) жанр любовного фэнтези, фантастики. Все не перечислить.
– Кого из современных фантастов ты ценишь и, возможно, читаешь?
– Современных русскоязычных фантастов ты имеешь в виду?
– Ну да.
– Это Андрей Лазарчук, Олег Дивов, Эдуард Веркин, Сергей Лукьяненко.
– А за что ценишь?
– За то, за что вообще ценю хорошую литературу – книги этих писателей мне интересны и написаны отличным литературным языком.
– Близкие, коллеги, друзья тебя знали как поэта, барда, художника, причем еще и как замечательного карикатуриста. Как с этим сегодня? Вообще, изменилась карикатура?
– Печатная газетная карикатура почти исчезла, как жанр. Но в интернете продолжает существовать. Впрочем, сейчас почти все переходит на существование в интернете, включая литературу. Карикатуры рисую по-прежнему, но меньше и реже, чем раньше. Иногда мне заказывают карикатуры журналы, издательства. Совсем недавно в издательстве «Эксмо» вышла книга космонавта Сергея Рязанского «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике». Иллюстрации к ней рисовал я. И это – карикатуры.
– Здорово! А стихи продолжаешь писать?
– Стихи и сейчас пишу иногда, в настоящий момент, например, работаю над стихотворным либретто к рок-опере «Жанна». Это – о Жанне д’Арк, либретто мне заказали молодые талантливые музыканты из московской рок-группы «Изумрудный город»…
– Недавно узнала, что ты занялся иконописью. Это пришло с возрастом?
– Иконопись ко мне пришла с верой. Я православный христианин, хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, читаю Евангелие. При этом умею рисовать. Как я мог пройти мимо иконописи? Вот и не прошел. Но пока только учусь, это сложное искусство. Учусь в иконописной школе при моем приходском московском храме святых преподобных Зосимы и Савватия – соловецких чудотворцев. А вот рисовать меня учил грузинский художник. Зовут его Нукри Герсамия, он очень талантливый живописец, реставратор, иконописец. Я был мальчишкой, жил в Кушке, хотел поступать на архитектуру во Львов. Там нужно было сдавать рисунок. Нукри служил солдатом в танковом полку, которым командовал мой отец. Отец попросил его со мной позаниматься. Рисовали Ленина, поскольку других гипсовых голов не было. Хорошо научил – я сдал рисунок на «4» и поступил. Не так давно с женой ездили в Грузию к Нукри в гости, по его приглашению. Это было незабываемо.
– В Фейсбуке ты написал: «окончил роман начерно. Как всегда, радость и опустошение». Чтобы опустошение сменила радость, надо сесть за новый роман. Как думаешь, так будет?
– Уверен – будет. Я еще не все истории рассказал.
Алексей – один из создателей приложения о фантастике «Массаракш! Мир наизнанку», издаваемого в газете «Комсомолец»-«Наше время» более 20 лет. Первая работа в жанре фантастики – рассказ «Сеня и спекулянт» – была опубликована именно в этой газете. В конце 90-х написал первую фантастическую повесть-сказку для детей «Древнее заклятье». Следом закончил первый «взрослый» роман «Отряд», изданный в издательстве «Эксмо» в 2000 году. Тираж пришлось допечатывать. С 1999 года живет в Москве. В 2007-ом у А. Евтушенко вышла новая книга под названием «Под колесами – звезды» (роман и рассказы). В отличие от «Отряда», написанного в жанре боевика, это – книга о любви…
– Ты был дружен с поэтами «Заозерной...», хорошо их знал. Почему все-таки у «заозерников» не получилось стать известными, такими же, как и «шестидесятники»?
– Потому что шестидесятые были уникальны в своем роде и повториться так быстро они не могут, как и все уникальное. Другое время – другая востребованность поэзии, другая ее роль в обществе. Сейчас вообще в России нет поэтов, известных в народе так же, как были известны «шестидесятники». Но, как видим, «Заозерную школу» не забыли. И не только в Ростове, она, думаю, навеки вписана в историю русской поэзии.
– Не так давно на своей странице в фейсбуке ты написал: «Я вам скажу, что сегодня для меня возвращение в молодость – это мозоли на руках от турника». Что подтолкнуло к подтягиванию? Давно спортом не занимался? Или возраст дает о себе знать?
– Ответ банален. Раньше я выходил из офиса во двор покурить, как все, а теперь курить бросил (два с лишним года назад). Поэтому вместо курения подтягиваюсь. Благо, у нас стоит неплохой турник. А мозоли на руках от него и впрямь возвращают в молодость, поскольку возникает давно забытое ощущение.
– Есть ощущение усталости, депрессии?
– Абсолютно никакой усталости и тем более депрессии. Бодр, полон новых планов. Машину вот научился водить и получил права, ездим теперь на машине в Крым с женой. И по Крыму тоже на ней катаемся. Здорово!
– Фантастика занимает в твоем литературном творчестве большое место. Почему ты решил взяться за этот жанр?
– К сорока годам захотелось разнообразия, одни стихи и песни поднадоели к тому времени, да и не писались уже столь красиво и лихо, как раньше. Поэтому и фантастику начал писать. К слову, мечтал об этом с детства.
– Роман «Колдун и Сыскарь», который вышел в этом году, тоже написан тобой в жанре фантастики.
– Роман «Колдун и Сыскарь» – это подарок жене на 25 лет нашей совместной жизни. Она у меня режиссер и хотела, чтобы я написал сценарий по страшным сказкам Афанасьева, а я написал роман и посвятил ей. Потом уже, по роману, и сценарий написал. Так вот, в одной из этих сказок герой попадает в прошлое, на триста лет назад, выпив три стакана вина, которым его угостил мертвый друг. И мой герой попал в прошлое точно так же, при помощи колдовства.
– Как, на твой взгляд, поживает сегодня фантастика?
– Нормально поживает. Хотя и не без проблем, конечно. Но где их нет?
– В книгах фантастов прошлого века все предельно ясно: коварные и добрые герои, закрученный, как в детективе, сюжет и понимание того, что рано или поздно фантастика может стать реальностью. На чем строится современная фантастика?
– Современная фантастика гораздо разнообразнее фантастики прошлого века. Появилось просто невероятное количество новых жанров и поджанров, разобраться в которых иногда даже мне трудно. К примеру, есть такой популярнейший ныне жанр ЛИТРПГ – романы, построенные на сюжетах компьютерных игр. Или также очень популярный среди читательниц (мужчины это не читают обычно) жанр любовного фэнтези, фантастики. Все не перечислить.
– Кого из современных фантастов ты ценишь и, возможно, читаешь?
– Современных русскоязычных фантастов ты имеешь в виду?
– Ну да.
– Это Андрей Лазарчук, Олег Дивов, Эдуард Веркин, Сергей Лукьяненко.
– А за что ценишь?
– За то, за что вообще ценю хорошую литературу – книги этих писателей мне интересны и написаны отличным литературным языком.
– Близкие, коллеги, друзья тебя знали как поэта, барда, художника, причем еще и как замечательного карикатуриста. Как с этим сегодня? Вообще, изменилась карикатура?
– Печатная газетная карикатура почти исчезла, как жанр. Но в интернете продолжает существовать. Впрочем, сейчас почти все переходит на существование в интернете, включая литературу. Карикатуры рисую по-прежнему, но меньше и реже, чем раньше. Иногда мне заказывают карикатуры журналы, издательства. Совсем недавно в издательстве «Эксмо» вышла книга космонавта Сергея Рязанского «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике». Иллюстрации к ней рисовал я. И это – карикатуры.
– Здорово! А стихи продолжаешь писать?
– Стихи и сейчас пишу иногда, в настоящий момент, например, работаю над стихотворным либретто к рок-опере «Жанна». Это – о Жанне д’Арк, либретто мне заказали молодые талантливые музыканты из московской рок-группы «Изумрудный город»…
– Недавно узнала, что ты занялся иконописью. Это пришло с возрастом?
– Иконопись ко мне пришла с верой. Я православный христианин, хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, читаю Евангелие. При этом умею рисовать. Как я мог пройти мимо иконописи? Вот и не прошел. Но пока только учусь, это сложное искусство. Учусь в иконописной школе при моем приходском московском храме святых преподобных Зосимы и Савватия – соловецких чудотворцев. А вот рисовать меня учил грузинский художник. Зовут его Нукри Герсамия, он очень талантливый живописец, реставратор, иконописец. Я был мальчишкой, жил в Кушке, хотел поступать на архитектуру во Львов. Там нужно было сдавать рисунок. Нукри служил солдатом в танковом полку, которым командовал мой отец. Отец попросил его со мной позаниматься. Рисовали Ленина, поскольку других гипсовых голов не было. Хорошо научил – я сдал рисунок на «4» и поступил. Не так давно с женой ездили в Грузию к Нукри в гости, по его приглашению. Это было незабываемо.
– В Фейсбуке ты написал: «окончил роман начерно. Как всегда, радость и опустошение». Чтобы опустошение сменила радость, надо сесть за новый роман. Как думаешь, так будет?
– Уверен – будет. Я еще не все истории рассказал.

