
Дата публикации:
21 мар 2023 г.
Заметки о спектакле «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя в Ростовском театре драмы им. Максима Горького
1228
«…Найдется щелкопер… в комедию тебя вставит», - сокрушался поверженный городничий. Щелкоперы-то не страшны, а вот когда гений «в комедию вставил», то она без малого три века идет на мировой сцене. Шел гоголевский «Ревизор» и в Ростовском театре драмы им. Максима Горького. Теперь поставлен снова в режиссуре Геннадия Шапошникова. В программке он сам предложил короткое объяснение своим художественным принципам: «Ревизор» — это параллельная реальность, а герои пьесы – не совсем люди». Конечно, оспаривать авторитетное мнение – себе дороже, но, как известно, единомышленники – вовсе не те, кто безоговорочно соглашается, и в возражениях по делу есть свой позитивный смысл.
Если Ляпкин-Тяпкин, Земляника и прочие хлоповы – не совсем люди, то и от Хлестакова не требуется ни изворотливости, ни нахальства, ни мало-мальского обаяния, чтобы обмануть весь город. Хоть он, по Гоголю, и «приглуповат», но воспользовался страхом чиновников на полную катушку. Нет, все-таки на сцене не паноптикум. К сожалению, люди, но такое впечатление, что не одного, а их всех «в детстве мамка ушибла». Один с повадками и лицом разбойника с большой дороги, другой – доходяга, все время в обморок падает, неразлучная парочка болтунов у всех под ногами крутится и в конце концов будет бита. Они все стараются в кучку сбиться, точно опасаясь самостоятельного хода. Несколько отличается от этой клоунской компании благообразный почтмейстер Шпекин (Евгений Климанов), грамотей, любитель почитать чужие письма. Но похожи все в главном – в холопской психологии. Независимо от должности и прибытка. И городничий в том числе. А ведь не дурак. Можно сказать, толково раздал распоряжения чиновникам, любо-дорого послушать. Сергей Власов в этой сцене – просто образцовый хозяйственник. Если бы не место, где все это произносится. У развалин некогда добротного дома, от которого остались одни колонны да металлический остов. Полный разор и заброшенность (по моим соображениям, такая говорящая сценография обжита актерски далеко не в полную силу ее возможностей). Город явно доведен до ручки, находясь на краю географии, откуда действительно «три года скачи – никуда не доедешь». И вдруг прискакал… инкогнито из Петербурга (так назывался один из российских спектаклей по «Ревизору»).
В исполнении Алексея Тимченко это мелковатый плутишка. Право, только в обморочном состоянии от страха можно было принять его за значительное лицо. Этот Хлестаков – и актер неважный: больше голосом берет, а в топорной сцене обольщения жены и дочки городничего и вовсе моветон. Понятное дело, играется эксцентрическая комедия, и количество гэгов на единицу сценического времени в спектакле просто зашкаливает, да границы эксцентрики определяются индивидуальным вкусом. А вот у Юлии Борисовой (Анна Андреевна) и Алины Ольховой (Мария Антоновна) с этим все в порядке: они определенно держат баланс между гротеском и реальным чувством.
Картина полного вырождения высмеяна безжалостно, но финал неожиданно снижает этот градус. Городничий подавлен, но, кажется, вовсе не потрясен ужасным конфузом. Разве что монолитная, точно склеенная, кучка чиновников коротким нервным смехом выказывает свою растерянность. Второго ревизора погрязший во всех возможных грехах городишко вряд ли выдержит. А впрочем, вывернут карманы да и встретят как положено…
Если Ляпкин-Тяпкин, Земляника и прочие хлоповы – не совсем люди, то и от Хлестакова не требуется ни изворотливости, ни нахальства, ни мало-мальского обаяния, чтобы обмануть весь город. Хоть он, по Гоголю, и «приглуповат», но воспользовался страхом чиновников на полную катушку. Нет, все-таки на сцене не паноптикум. К сожалению, люди, но такое впечатление, что не одного, а их всех «в детстве мамка ушибла». Один с повадками и лицом разбойника с большой дороги, другой – доходяга, все время в обморок падает, неразлучная парочка болтунов у всех под ногами крутится и в конце концов будет бита. Они все стараются в кучку сбиться, точно опасаясь самостоятельного хода. Несколько отличается от этой клоунской компании благообразный почтмейстер Шпекин (Евгений Климанов), грамотей, любитель почитать чужие письма. Но похожи все в главном – в холопской психологии. Независимо от должности и прибытка. И городничий в том числе. А ведь не дурак. Можно сказать, толково раздал распоряжения чиновникам, любо-дорого послушать. Сергей Власов в этой сцене – просто образцовый хозяйственник. Если бы не место, где все это произносится. У развалин некогда добротного дома, от которого остались одни колонны да металлический остов. Полный разор и заброшенность (по моим соображениям, такая говорящая сценография обжита актерски далеко не в полную силу ее возможностей). Город явно доведен до ручки, находясь на краю географии, откуда действительно «три года скачи – никуда не доедешь». И вдруг прискакал… инкогнито из Петербурга (так назывался один из российских спектаклей по «Ревизору»).
В исполнении Алексея Тимченко это мелковатый плутишка. Право, только в обморочном состоянии от страха можно было принять его за значительное лицо. Этот Хлестаков – и актер неважный: больше голосом берет, а в топорной сцене обольщения жены и дочки городничего и вовсе моветон. Понятное дело, играется эксцентрическая комедия, и количество гэгов на единицу сценического времени в спектакле просто зашкаливает, да границы эксцентрики определяются индивидуальным вкусом. А вот у Юлии Борисовой (Анна Андреевна) и Алины Ольховой (Мария Антоновна) с этим все в порядке: они определенно держат баланс между гротеском и реальным чувством.
Картина полного вырождения высмеяна безжалостно, но финал неожиданно снижает этот градус. Городничий подавлен, но, кажется, вовсе не потрясен ужасным конфузом. Разве что монолитная, точно склеенная, кучка чиновников коротким нервным смехом выказывает свою растерянность. Второго ревизора погрязший во всех возможных грехах городишко вряд ли выдержит. А впрочем, вывернут карманы да и встретят как положено…

