Дата публикации:
29 сен 2023 г.
Да и с человеческими законами тут не все в порядке. Об этом говорят ученые, экологи, общественность. Но власти предпочитают их не слышать
3024
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Какой прекрасный дом!
Да не один – целый огромный микрорайон элитного жилья быстрыми темпами возводится на левом берегу Дона. «…Легендарная территория с лучшим видом на город! В шаговой доступности – культурные доминанты южной столицы: стадион «Ростов Арена» и парк «Левобережный». Придомовая территория содержит всё необходимое для каждого жителя…»; «Архитектура района буквально завораживает каждого, кто окажется в «Левобережье». Географически близкое расположение к одной из самых живописных рек вдохновило на создание уникального «корабельного» дизайна, который дополняют вентилируемые фасады. Переменная этажность разгружает общий пейзаж района и визуально не «давит»…»Так рассказывают о «Левобережье» на его официальном сайте. И на картинках – красота невероятная. Зелень, простор, «все включено» – вплоть до яхт на водной глади.
Квартиры, конечно, не дешевые – от четырех миллионов на самую маленькую по площади. Но – выгодная ипотека, какие-то скидки, бонусы… По идее, народ должен налетать и раскупать прекрасное жилье в прекрасном районе. Но есть некоторые нюансы.
Месторасположение прекрасного комплекса – пойма Дона. До последнего времени правила застройки и землепользования Ростова строжайшим образом запрещали возводить дома в природно-рекреационной зоне левого берега. Во всем мире строительство в пойме рек не начинают. Потому что это может нанести непоправимый вред и климату в регионе, и реке, и людям, которые на этой реке живут.
Статус земель левобережья изменили своим решением
№ 605 от 21.12.2018 г. депутаты Ростовской городской думы. Против этого возражали ученые, экологи и общественность Ростова. Но их предпочли не услышать.
Да, вы правы, но…
По проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону были проведены публичные слушания. Практически все их участники высказались против внесения изменений, против строительства в пойме. Эти люди действовали не по принципу «Баба-яга против», а приводили аргументы и доказательства, опирались на нормативную базу, указывали, какие конкретно пункты и статьи законов и постановлений нарушены.Наталья ГНЕВАШЕВА: «Дон отомстит своим мучителям».
Одна из участниц слушаний – Наталья Васильевна Гневашева – много лет работала экономистом в строительной отрасли. Она – специалист по разработке инвестиционных проектов в строительстве. Многие дома в Ростове «просчитаны» ею.
– У меня сразу возник вопрос: сколько же должен стоить квадратный метр жилья в пойменной зоне, если застройщик будет реально выполнять все требования экологической безопасности, строительные нормы? В каждом доме должны быть установлены сложнейшие дренажные системы, в каждом – по два насоса для откачки грунтовых вод. Затем должна быть создана система специальной очистки этой воды из дренажных систем перед сбросом в Дон. Площадку под каждый фундамент нужно поднимать на семь-восемь метров и много чего еще. Если соблюдать все требования, то цена квартир выйдет такой, что их никто не купит. А это невыгодно инвестору. И я стала внимательно изучать проектную документацию нового ЖК…
Внимательное изучение документов, консультации со специалистами выявили очень серьезные изъяны в проекте. Материалы по обоснованию планировки территории исполнялись по заказу застройщика. А принцип: «Кто платит – тот и музыку заказывает» никто не отменял. И представленные на общественные слушания документы не содержали ответов на все требования законодательства. Все пункты замечаний к проекту, поданные Натальей Гневашевой, мы перечислять не будем – они занесены в протокол и имеются в заключении о результатах публичных слушаний. Этих пунктов очень много, и все они начинаются со слов «отсутствуют» или «не разработаны».
«Отсутствует оценка воздействия планируемой массовой жилищной застройки на биоресурсы и среду их обитания…»
«Не проведены расчеты ущерба от полной или частичной утраты рыбохозяйственного значения поймы…»
«Не разработаны мероприятия и не проведена их оценка по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания…»
«Документация не содержит мероприятий и по защите реки Дон от попадания туда канализационных сточных вод…»
Участники слушаний настаивали на том, что нужна независимая комплексная государственная экспертиза массовой застройки левобережной поймы Дона.
– Нам надо сохранить Дон! Мы же живы благодаря ему, он нас поит и кормит, – говорит Наталья Васильевна. – Пока же коммерческие интересы инвесторов перевешивают интересы общества.
В ответ на требование учесть все замечания, поступившие во время публичных слушаний, заявителям вежливо ответили из администрации Ростова: «Публичные слушания, по смыслу ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которыми регулируется их проведение, не относятся к форме осуществления власти населением. Предложения и замечания, представленные участниками публичных слушаний, носят рекомендательный характер». В переводе с бюрократического на человеческий это примерно означает: вы, конечно, можете возмущаться и возражать, но мы вас все равно слушать не будем.
Где будут жить лягушки?
Дон – единственная река в России, полностью протекающая в лесостепной и степной зоне. И чувствует она себя не очень хорошо. Мы уже привыкли к предупреждениям Роспотребнадзора о том, что купаться в Дону нельзя, рыбу ловить нежелательно, да и качество питьевой воды оставляет желать лучшего. Не случайно же о спасении Дона заговорили на федеральном уровне.Река – это не только качественные водные ресурсы, это – целая экосистема, мир, в котором по-прежнему живут рыбы, лягушки, змеи, насекомые, птицы. Дон поставляет пресную воду и питательные вещества в Азовское море, по нему плывут пароходы, на берегах отдыхают люди.
На месте поймы теперь – бетон с торчащей арматурой…
Водно-болотные угодья поймы Нижнего Дона имеют международное значение и внесены в перечень Конвенции водно-болотных угодий в качестве места обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
А пойма – это вообще зона заповедная. Она выполняет роль регулятора состава атмосферного воздуха Ростова-на-Дону и Батайска. Устьевая пойма, в которой сейчас идет строительство, – особое место, где река хранит и очищает воду, откуда пополняет свои запасы во время маловодья. Территория массовой жилищной застройки левобережной поймы примыкает к Батайско-Ольгинскому займищу. Там расположены особо значимые пойменные нерестилища рыбы. Размножение происходит во время выхода воды на пойму и обеспечивает численность судака, леща, тарани и многих других пресноводных рыб.
На территории, где идет стройка, грунтовые воды располагаются очень близко к поверхности. Выроешь ямку – через время она заполнится водой. После возведения Ворошиловского моста у нас появился Гребной канал – вода заполнила котлован, из которого брали грунт во время строительства. После строительства стадиона к чемпионату мира по футболу появилась большая акватория так называемых Казачьих прудов. Это вода за четыре года заполнила котлованы, откуда брали песок.
А теперь вопрос на сообразительность: куда денется вода после того, как выроют и укрепят фундаменты нового ЖК?
Ирина ЧЕРКАШИНА: «Строительство в пойме – угроза жизни реки».
– Никуда не денется, будет настойчиво поступать в подвалы новых элитных зданий, – говорит кандидат географических наук, директор общественной организации «ЭКОПРАВО» Ирина Черкашина. – И эта проблема будет постоянной. Как и нашествие комаров, лягушек, змей…
Ирина Федоровна Черкашина по основному образованию – биолог, ботаник. Кандидатскую диссертацию защитила по специальности «Геохимия и геофизика ландшафтов». Долгие годы вела инженерно-экологические изыскания в строительстве. Работала в группах экспертов во время возведения олимпийских объектов в Сочи, стадиона в Ростове. Кстати, экологи, в их числе и Черкашина, высказали свое отрицательное мнение по поводу выбора места для размещения «Ростов Арены».
– Как раз в этом районе, где сейчас строят элитное жилье, сотни лет живут комары. Даже в учебниках географии для пятого класса указывалось, что пойма Дона между Ростовом и Батайском является природным очагом малярийного комара. Не зря в советские времена никто и не пытался тут ничего строить, а перед летним сезоном проводили мощную химическую обработку плавней. Не думаю, что комары решат сменить место жительства и уступят свои угодья элитным поселенцам. А куда прикажете деваться лягушкам, жабам, змеям? Это – их дом. Видимо, будут добрыми соседями новоселам.
А что будет с птицами, рыбами, растительностью?
– В нашу организацию «ЭКОПРАВО» обратился от имени жителей поселка ЖК «Солнечный» Максим Капля. Он пишет: «Вокруг поселка находится болото, в котором до недавнего времени проживало невероятно огромное количество птиц и другой живности. Мы могли видеть большие стаи уток, две семьи лебедей, которые в начале года дали выводок. Здесь жили бобры, выдры, аисты, выпь, стрепет и т.д. Не так давно началась глобальная застройка, болота начали засыпать, и рядом с поселком начали строительство. Все птицы и вся живность исчезли.
Ходят слухи, что болото с водоемом будут засыпаны и на этом месте построят новый район со школой и садиком. Жители поселка обеспокоены. С одной стороны, разрушается донская природа, с другой – и так нерешенные вопросы поселка с водоотведением, канализацией и т.п. не решены, и сейчас есть вероятность, что все еще больше ухудшится…» Вот вам и ответ на вопрос о судьбе птиц, животных, насекомых и рыб поймы…
Идите в коридор!
Наталья Гневашева – человек очень настойчивый. Свою озабоченность судьбой Дона и тревогу за будущее живущих здесь людей, которые могут остаться без питьевой воды, она планомерно доносит до всех отвечающих за сохранение природы инстанций. Ответы приходят, но маловразумительные. Там очень много перечислений номеров законов, постановлений, статей, сложные формулировки.Но опытный глаз находит и в этой бюрократической вязи важные сведения. Например, из Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области сообщили, что «по информации департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области гидродинамическая авария при внезапном разрушении плотины Цимлянской ГЭС может привести к подтоплению части территории Ростова-на-Дону, в том числе и территории Кировского района». В проекте подобная ситуация не учтена и не просчитана, мер защиты нет. Интересно, предупредили ли об этом будущих жителей элитных новостроек?
Или еще: «Для части территории города в районе левого берега реки Дон установлена зона экологического коридора, которая согласно пункту 7 статьи 15 Правил не предполагает размещения объектов капитального строительства, кроме тех, которые необходимы для осуществления паводковых вод и миграции диких животных».
Вы можете себе представить диких животных, мигрирующих по коридору?! Интересно, к ним присоединятся змеи, жабы и бобры? Птицы? Комары? И все это воинство будет мигрировать между домами нового микрорайона?
Самое удивительное, что все инстанции соглашаются: да, территория имеет «высокую сложность освоения» – близко грунтовые речные воды, зона затопления. Да, нужно укреплять берега, поднимать дома «на уровень незатопляемых отметок». И в то же время – раз дума разрешила, значит, будут строить. Ради этого заместитель министра природных ресурсов А.В. Кушнарева даже написала, что участок строительства «не входит в границы охотничьих угодий, территорий и акваторий водно-болотных угодий и ключевых орнитологических территорий Ростовской области. Рисков возможного воздействия проектируемых объектов на окружающую природную среду не выявлено».
Общественники-экологи по-прежнему настаивают на том, что нельзя допускать застройку в устье поймы одной из величайших рек Европы. Подготовили предложения для внесения изменений в федеральное законодательство. Ссылаются на статью 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». А строительство продолжается…
Видео Владимира Апарина